Метаболизм (архитектура)
Метаболи́зм (от греч. μεταβολή – поворот, перемена, переход, превращение), течение в японской архитектуре и градостроительстве 1960-х – начала 1970-х гг.
Основано в Токио архитекторами Асада Такаси, Кикутакэ Киёнори, Курокава Кисё, критиком Кавадзоэ Нобору, промышленным дизайнером Экуаном Кэндзи и графическим дизайнером Авадзу Киёси; вскоре к ним присоединились архитекторы Маки Фумихико и Отака Масато. Противопоставляло себя модернизму, который участники движения считали статичной схемой, основанной на традиционной трактовке архитектуры и градостроительства и не соответствующей требованиям современности. Идеи метаболизма частично разделяли Тангэ Кэндзо, Исодзаки Арата.
В манифесте «Метаболизм 1960: предложения для нового урбанизма» основатели течения предлагали рассматривать город как живой организм (отсюда название – «метаболизм»), постоянно развивающийся и изменяющийся: из частей с длительным сроком службы следовало формировать инфраструктуру, к которой подсоединялись недолговечные «модули» – отдельные здания и т. д.; каждый из элементов мог быть заменён на аналогичный по мере надобности. Важная для метаболизма идея мобильности перекликалась с исканиями современной ему британской группы «Аркигрэм».
Принципы метаболизма отразились преимущественно в масштабных футуристических градостроительных проектах (вдохновлённый молекулами ДНК план «Город-спираль», 1961, архитектор Курокава Кисё; мегаполис на воде «Морской город», 1958–1963, частично реализован в рамках Всемирной выставки 1975 в Окинаве, демонтирован в 2000, архитектор Кикутакэ Киёнори, и др.) и были воплощены в зданиях Центра печати и радиовещания Сидзуока в Токио (1966–1967, архитектор Тангэ Кэндзо), Международного конференц-центра в Киото (1964–1966, достраивался в 1972 и 1985, архитектор Отани Сатио), а также капсульной башне «Накагин» в Токио (1970–1972, архитектор Курокава; демонтирована в 2022) с заменяемыми квартирами-капсулами.