Фаринелли
Фарине́лли [Farinelli; Фаринелло, Farinello; настоящие имя и фамилия Карло Броски (Броска), Carlo Broschi (Brosca)] (24.1.1705, Андрия, Апулия – 16.9.1782, Болонья), итальянский певец (сопрано), кастрат. Согласно традиции того времени, избрал сценическое имя в честь своих покровителей – неаполитанской семьи Фарина.
Сын чиновника Сальваторе Броски, представителя низшего дворянства. C 1715 г. учился пению в Неаполе у Н. Порпоры. Дебютировал в его опере «Анжелика и Медор» (1720, Неаполь), написанной на либретто молодого П. Метастазио, который на протяжении всей дальнейшей жизни оставался близким другом Фаринелли.
В 1722–1734 гг. Фаринелли с огромным успехом выступал в городах Италии (Венеция, Милан, Флоренция, Парма и др.), исполняя музыку ведущих итальянских оперных композиторов, в том числе Н. Порпоры, Л. Винчи, К. Ф. Поллароло. С 1727 г. жил в Болонье, где в 1730 г. вместе с братом, Р. Броски, был принят в Болонскую филармоническую академию; в 1732 г. официально стал гражданином Болоньи.
В 1734–1737 гг. жил и работал в Лондоне, сотрудничая с труппой «Опера знати». Выступал в операх Н. Порпоры (ведущий композитор этой труппы), И. А. Хассе и Р. Броски.
С 1737 г. служил при испанском дворе личным певцом королей Филиппа V и (с 1746) Фердинанда VI, оставив выступления перед широкой публикой. В 1747 г. принял руководство придворными театрами, свидетельством чему служит составленный им в том же году иллюстрированный документ «Описание современного состояния королевского театра Буэн-Ретиро». В этот период активно сотрудничал с П. Метастазио, получая разрешения на использование его либретто в Испании (с музыкой королевских капельмейстеров итальянского происхождения), а также заказывая ему новые либретто.
Покинул Испанию в 1759 г., после восхождения на трон Карла III. До конца дней жил в Болонье, в собственном имении, обустройством которого занимался с 1730-х гг. (ныне утрачено).
Выдающийся мастер бельканто и колоратурных импровизаций. Обладал феноменальными певческими данными: силой звука, протяжённостью дыхания, широтой диапазона (по свидетельству И. И. Кванца, от «ля» малой до «ре» 3-й октавы). Имел композиторские способности, сохранилось несколько концертных арий авторства Фаринелли.
Кавалер Ордена Калатравы (1750).
Фигурирует в качестве главного героя в ряде сочинений: опере Дж. Барнетта «Фаринели» (1839, Лондон), в кинофильме «Фаринелли-кастрат» (1994, режиссёр Ж. Корбьо), в пьесе К. ван Кампен «Фаринелли и король» (2015) и др. Эти произведения по большей части основаны на художественном вымысле. Фаринелли стал героем исторических анекдотов, многие из которых не находят документальных подтверждений. Судя по свидетельствам современников и эпистолярному наследию самого певца, он отличался обаянием, порядочностью и вёл умеренный образ жизни.