Интермеццо
Интерме́ццо (итал. intermezzo, от лат. intermedius – промежуточный, срединный), 1) инструментальная пьеса между актами, картинами или сценами в опере и драме (в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова – между 3-й и 4-й сценами 2-го действия); то же, что антракт (во втором значении).
2) Вставная сценка, не связанная с основным сюжетом, в опере и драме; то же, что интермедия (в первом значении).
3) В музыке 19–20 вв. небольшая пьеса, преимущественно для фортепиано (у Р. Шумана, И. Брамса, А. К. Лядова и др.), иногда для оркестра [Intermezzo in modo classico (Интермеццо в классическом стиле, 1867) М. П. Мусоргского], голоса (в «Круге песен» op. 39 Шумана на слова Й. фон Эйхендорфа, 1840). Группировка фортепианных интермеццо в цикл наподобие сюиты характерна для Шумана (op. 4, 1832) и Брамса (op. 117, 1892).
Название «Интермеццо» нередко носят средние части инструментальных циклов [Концерт для фортепиано с оркестром Р. Шумана (1845), Маленькая сюита для фортепиано А. П. Бородина (1885), Концерт для фортепиано с оркестром № 3 С. В. Рахманинова (1909), Концерт для оркестра Б. Бартока (1943)], иногда эпизод внутри части [скерцо из Сонаты для фортепиано № 1 Шумана (1833–1835)].