Гальярда
Галья́рда (итал. gagliarda, франц. galliardе), придворный танец и жанр инструментальной музыки в Западной Европе 16–17 вв.
С наибольшей вероятностью происходит из Северной Италии. Впервые упоминается в конце 15 в., в частности разучивание гальярд входило в программу танцевальной школы в Сиене. Первые дошедшие до нас музыкальные образцы находятся в изданиях П. Аттеньяна рубежа 1520–1530-х гг., например в сборнике «6 гальярд и 6 паван» (1531).
Гальярда представляла собой парный танец (причём часто критиковалась современниками за слишком маленькую дистанцию между партнёрами), реже – сольный, и в этом случае подчёркивалась его трудность для исполнения. Туано Арбо описывал хореографию гальярды как сочетание четырёх шагов с выносом свободной ноги вперёд, высокого прыжка и позировки. Большинство прочих источников в той или иной мере опираются на эту схему.
Для музыки гальярды характерны трёхдольный метр, умеренно быстрый темп, моноритмическая аккордовая фактура, ритмическая фигура , гемиола, выражающаяся в чередовании группировок долей 3+3 и 2+2+2.
Часто исполнялась после паваны, образуя с ней устойчивую пару, нередко – на одном и том же тематическом материале. Среди многочисленных примеров – паваны и гальярды из «Первой книги табулатур для лютни» (1568) А. ди Бекки. Несколько менее распространённым было появление гальярды после пассамеццо, как, например, в «Первой книге табулатур для лютни» (1599) С. Молинаро.
Как в качестве части инструментальной сюиты, так и в виде самостоятельной пьесы гальярда была популярна во всей Западной Европе. Гальярды писали: в Италии – А. Ротта («Лютневая табулатура», 1546), Дж. М. Трабачи («Вторая книга ричеркаров и прочие каприччио», 1615), Дж. Фрескобальди («Вторая книга токкат и канцон», 1627), Дж. Б. Витали («Gagliarda figurata», 1685); в Испании – Л. де Милан («Наставник», 1535–1536), А. де Кабесон («Диференсиас на миланскую гальярду» из сборника «Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы», изданного посмертно в 1578). В Англии известны гальярды Дж. Булла, У. Бёрда и О. Гиббонса из сборника «Партения» (1612–1613), многие гальярды Дж. Дауленда. Среди немецких композиторов, обращавшихся к гальярдам: Х. Л. Хаслер («Весёлый сад новых немецких песен», «Lustgarten neuer Teutscher Gesäng», 1601), Г. Шейдеман («Гальярда ex D», первая или вторая треть 17 в.), И. Фирданк («Первая часть новых паван, гальярд, баллетто и курант», 1637); среди французских – Л. Куперен (гальярды из рукописи Боэна, 2-я половина 17 в.), Ж.-А. д’Англебер («Пьесы для клавесина», 1689) и др.
К концу 17 в. гальярда практически вышла из употребления. К этому времени облик её изменился. Поздние гальярды – довольно медленные пьесы. Т. Мейс в трактате «Памятник музыке» (1676) предписывает исполнять гальярды «медленно, тяжело и спокойно». Кроме того, ряд поздних образцов написан в двухдольном метре, среди примеров – органные гальярды Х. Б. Кабанильеса (вторая половина 17 – начало 18 в.). Примеры гальярд в 18 в. очень редки.
В 20 в. композиторы стали снова обращаться к жанру гальярды, часто в виде стилизации. Среди примеров: гальярда из балета Р. Воан-Уильямса «Иов» (1931), гальярда из балета И. Ф. Стравинского «Агон» (1957), приписанная В. Галилеи гальярда В. Ф. Вавилова (1970), гальярда в 1-м действии оперы С. М. Слонимского «Мария Стюарт» (поставлена в 1980 в Куйбышеве, ныне Самара).