Майер Георг Фридрих
Ма́йер Гео́рг Фри́дрих (Georg Friedrich Meier) (29.3.1718, Аммендорф, ныне в черте Галле – 21.6.1777, Гибихенштайн, ныне в черте Галле), немецкий философ эпохи Просвещения. Сформировался под влиянием вольфианства и пиетизма, наибольшее воздействие на него при этом оказали братья А. Г. Баумгартен и З. Я. Баумгартен. С 1739 г. и до смерти – преподаватель университета Галле, с 1748 г. – ординарный профессор. Член академий наук в Берлине, Гёттингене, Йене и Грайфсвальде. Майер был талантливым педагогом, в число его учеников входит плеяда государственных деятелей Пруссии (включая будущего министра просвещения К. А. фон Цедлица), теологов и философов (включая И. А. Нёссельта, Т. Аббта, И. А. Эберхарда, К. Г. Шюца). Разносторонний и плодовитый автор, Майер оставил работы по большинству философских дисциплин своего времени. Он способствовал распространению идей Дж. Локка в Германии, терминологически и проблемно повлиял на становление критической философии И. Канта. Являлся автором и редактором не только строго академических произведений, но и популярных философских сочинений и журналов (моральные еженедельники «Общительный», «Человек», «Счастливый» – в соредакторстве с С. Г. Ланге).
В ранний период творчества наиболее значимые работы Майера были посвящены разработке новой дисциплины – эстетики («Начальные основания всех прекрасных наук», 1748–1750), вопросу бессмертия души («Мысли о состоянии души после смерти», 1746, 2-е изд. 1749, 3-е изд. 1762, а также «Защита мыслей о состоянии души после смерти», 1749, 2-е изд. 1754), а также разнообразным проблемам логики («Учение разума», 1752, 2-е изд. 1762; «Извлечение из учения разума», 1752, 2-е изд. 1760).
Зрелый период творчества Майера принято связывать с обращением по указанию прусского короля Фридриха II Великого к философским идеям Локка («Обращение к слушателям, в котором им разъясняется решение прочитать курс по "Опыту о человеческом разумении" Локка», 1754). В этот период Майер опубликовал свои труды по метафизике (собственную двухтомную «Метафизику», 1755–1759, 2-е изд. 1765, а также немецкий перевод латинской «Метафизики» А. Г. Баумгартена, 1766), этике («Философское учение о нравах», 1753–1761, 2-е изд. 1762–1774), философии права («Естественное право», 1767), философии религии («Философские рассуждения о христианской религии», 1761–1767), герменевтике («Опыт всеобщего искусства истолкования», 1757). Кроме того, перу Майера принадлежат работы и по таким актуальным в его время темам, как привидения, лунатизм или воздействие чёрта на земные события.
В философском плане Майер тяготел к метафизическим воззрениям своего учителя и старшего коллеги А. Г. Баумгартена; их труды способствовали утверждению нового философского термина – «эстетика». Вместе с тем, хотя структура собственного трактата Майера по метафизике (онтология, космология, психология, естественная теология) и воспроизводит структуру и основные положения лапидарного учебника по метафизике А. Г. Баумгартена, производя впечатление развернутого комментария к нему, однако в своих разъяснениях Майер отходит от ряда положений своего учителя, например в трактовке учения о трансценденталиях или в оспаривании фатализма в космологии в силу наличия в мире лишь гипотетической необходимости. В учении о душе Майер представлял нетрадиционную позицию, согласно которой из простоты души как субстанции не вытекает её бессмертие, поскольку подобная субстанция сотворена Богом. Тем не менее её смертность носит сугубо теоретический характер, т. к., несмотря на то что Бог и в состоянии уничтожить собственное творение, он не совершает этого. В логике Майера резонанс получила его критика «циклопической» энциклопедичности, а также оригинальное учение о человеческом горизонте. Майер также составил своего рода каталог всевозможных предрассудков, проистекающих из-за избыточности или недостаточности уверенности и нередко составляющих взаимоисключающие пары, например предпочтение древних авторов / предпочтение новейших авторов и др. («Учение о предрассудках человеческого рода», 1766).
Проблема горизонта наряду с тематизацией Майером границ человеческого познания («Рассуждения о границах человеческого познания», 1755) и в особенности его учение о человеческих предрассудках, одно из наиболее глубоких для эпохи Просвещения, существенно повлияли на становление философии И. Канта критического периода, на протяжении всей своей преподавательской карьеры читавшего лекции по логике только по учебнику Майера.