Религиозные конфессии, деноминации

Мадхъямака

Мадхъя́мака (санскр. मध्यमक – средний, срединный), первая философская школа буддийской , основанная во 2 в. Последователей этой школы называют мадхъямиками. Название школы перекликается с понятием «срединный путь» (мадхъяма-пратипат) – наиболее древнее самоназвание буддизма. Другие названия школы: шуньявада, или учение о пустоте, нихсвабхававада, или учение об отсутствии самостоятельной сущности.

Мыслители мадхъямаки распространяли и защищали основные положения Слова Будды, запечатлённого в цикле совершенства мудрости () и других источниках (в том числе в ). В комментариях к этим текстам и в своих трактатах Нагарджуна и его последователи стремились обосновать превосходство махаяны как среди буддистских школ, так и среди всех религий Индии. Развитие мадхъямаки в Индии продолжалось до окончательного исхода буддистов в Гималаи и Тибет в 12 в. По-видимому, уже в 3 в. учители мадхъямаки проповедовали в буддийских монастырях Центральной Азии (особенно на юге современного ), откуда сутры махаяны проникли в Китай. Оттуда же в 401 г. в Чанъань прибыл индиец , основав аналог мадхъямаки под названием («школа трёх трактатов»). Последняя приобрела широкую известность в конце 6 в. благодаря деятельности китайского монаха Цзицзана (549–623). Его корейский ученик Пикван, добравшись до Японии в 624 г., создал там местный аналог мадхъямаки – cанрон-сю («школа трёх трактатов»). С 8 в. в Китае, с 9 в. в Японии эти школы приходят в упадок, а их письменное наследие развивают другие (соответственно и , существующие доныне). Второй путь распространения мадхъямаки пролегал через Гималаи и Тибет, где в проповеди буддизма во 2-й половине 8 в. огромную роль сыграли и . Прямой наследницей мадхъямаки считает себя тибетская школа . Её духовный лидер постоянно выступает с лекциями и пишет комментарии по проблемам современной мадхъямаки в – тибетском собрании переводов трудов индийских мыслителей. Особый отдел (17 томов энциклопедического формата) составляют комментарии к сутрам и философско-полемические произведения мадхъямиков.

В данном мадхъямакой новом истолковании буддийского понятия «срединного пути» оно означало отход от крайностей отрицания и утверждения по любому вопросу религиозной жизни и мысли в силу того, что, с точки зрения мадхъямаки, всё в этом мире взаимообусловлено, лишено самостоятельной сущности и потому пусто (), иллюзорно (), относительно. Подлинная реальность и наивысшая истина (парамартха-сатья) не только невыразимы в любой системе знаков, но и не могут быть постигнуты с помощью известных средств познания () вследствие их недостоверности. Абсолют постижим лишь в высшем состоянии мистической интуиции, в просветлении (), достигаемом на долгом пути постепенного совершенствования сострадания () и мудрости (), накопления нравственных добродетелей и созерцательных знаний. Путь этот длится не одно рождение и предполагает посвящение в .

В трактатах по логико-эпистемологической проблематике и в руководствах по полемике Нагарджуна и его последователи не делали никаких положительных утверждений, ставя своей задачей лишь логическое опровержение доводов оппонентов, «опустошение» главных категорий их учений. Это делалось посредством знаменитой буддийской тетралеммы: А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б. Подобная деятельность считалась реализацией высшей истины, необходимой для монахов, чтобы помочь заблудшим философам освободиться от ложных идей и догм.

В развитии идей индийской мадхъямаки можно выделить на первом этапе творчество и Буддапалиты (5–6 вв.), на втором – концепцию (6 в.), который предложил дополнить апофатический подход к аргументации идейных противников выдвижением и доказательством собственного тезиса (сватантра). Критикуя такой подход, и другие настаивали на прежней методике, ставшей известной как прасанга (отсюда название этого направления, к которому относится и школа гелук, – прасангика-мадхъямака). Другие мадхъямики (Шантаракшита, Камалашила), следуя Бхававивеке, привнесли в школу идеи (название этого направления мадхъямаки – сватантрика-мадхъямака).

В Индии философия мадхъямаки оказала существенное влияние на формирование школы и на буддийский . Во всех странах Центральной Азии и Дальнего Востока, где распространился преимущественно буддизм махаяны, мадхъямака самостоятельно или в единстве с йогачарой играла и играет ведущую роль в философии, а также в изобразительном искусстве и поэзии.

  • Религиозные понятия