Мадхъямака
Мадхъя́мака (санскр. मध्यमक – средний, срединный), первая философская школа буддийской махаяны, основанная Нагарджуной во 2 в. Последователей этой школы называют мадхъямиками. Название школы перекликается с понятием «срединный путь» (мадхъяма-пратипат) – наиболее древнее самоназвание буддизма. Другие названия школы: шуньявада, или учение о пустоте, нихсвабхававада, или учение об отсутствии самостоятельной сущности.
Мыслители мадхъямаки распространяли и защищали основные положения Слова Будды, запечатлённого в цикле сутр совершенства мудрости (сутры Праджняпарамиты) и других источниках (в том числе в «Лотосовой сутре»). В комментариях к этим текстам и в своих трактатах Нагарджуна и его последователи стремились обосновать превосходство махаяны как среди буддистских школ, так и среди всех религий Индии. Развитие мадхъямаки в Индии продолжалось до окончательного исхода буддистов в Гималаи и Тибет в 12 в. По-видимому, уже в 3 в. учители мадхъямаки проповедовали в буддийских монастырях Центральной Азии (особенно на юге современного Синьцзяна), откуда сутры махаяны проникли в Китай. Оттуда же в 401 г. в Чанъань прибыл индиец Кумараджива, основав аналог мадхъямаки под названием cаньлунь-цзун («школа трёх трактатов»). Последняя приобрела широкую известность в конце 6 в. благодаря деятельности китайского монаха Цзицзана (549–623). Его корейский ученик Пикван, добравшись до Японии в 624 г., создал там местный аналог мадхъямаки – cанрон-сю («школа трёх трактатов»). С 8 в. в Китае, с 9 в. в Японии эти школы приходят в упадок, а их письменное наследие развивают другие школы (соответственно тяньтай-цзун и тэндай-сю, существующие доныне). Второй путь распространения мадхъямаки пролегал через Гималаи и Тибет, где в проповеди буддизма во 2-й половине 8 в. огромную роль сыграли Шантаракшита и Камалашила. Прямой наследницей мадхъямаки считает себя тибетская школа гелук. Её духовный лидер Далай-лама XIV постоянно выступает с лекциями и пишет комментарии по проблемам современной мадхъямаки в Тенгьюре – тибетском собрании переводов трудов индийских мыслителей. Особый отдел (17 томов энциклопедического формата) составляют комментарии к сутрам и философско-полемические произведения мадхъямиков.
В данном мадхъямакой новом истолковании буддийского понятия «срединного пути» оно означало отход от крайностей отрицания и утверждения по любому вопросу религиозной жизни и мысли в силу того, что, с точки зрения мадхъямаки, всё в этом мире взаимообусловлено, лишено самостоятельной сущности и потому пусто (шуньята), иллюзорно (майя), относительно. Подлинная реальность и наивысшая истина (парамартха-сатья) не только невыразимы в любой системе знаков, но и не могут быть постигнуты с помощью известных средств познания (прамана) вследствие их недостоверности. Абсолют постижим лишь в высшем состоянии мистической интуиции, в просветлении (бодхи), достигаемом на долгом пути постепенного совершенствования сострадания (каруна) и мудрости (праджня), накопления нравственных добродетелей и созерцательных знаний. Путь этот длится не одно рождение и предполагает посвящение в бодхисаттвы.
В трактатах по логико-эпистемологической проблематике и в руководствах по полемике Нагарджуна и его последователи не делали никаких положительных утверждений, ставя своей задачей лишь логическое опровержение доводов оппонентов, «опустошение» главных категорий их учений. Это делалось посредством знаменитой буддийской тетралеммы: А есть Б, А не есть Б, нет ни А, ни Б, нет ни не-А, ни не-Б. Подобная деятельность считалась реализацией высшей истины, необходимой для монахов, чтобы помочь заблудшим философам освободиться от ложных идей и догм.
В развитии идей индийской мадхъямаки можно выделить на первом этапе творчество Арьядевы и Буддапалиты (5–6 вв.), на втором – концепцию Бхававивеки (6 в.), который предложил дополнить апофатический подход к аргументации идейных противников выдвижением и доказательством собственного тезиса (сватантра). Критикуя такой подход, Чандракирти и другие настаивали на прежней методике, ставшей известной как прасанга (отсюда название этого направления, к которому относится и школа гелук, – прасангика-мадхъямака). Другие мадхъямики (Шантаракшита, Камалашила), следуя Бхававивеке, привнесли в школу идеи йогачары (название этого направления мадхъямаки – сватантрика-мадхъямака).
В Индии философия мадхъямаки оказала существенное влияние на формирование школы адвайта-веданты и на буддийский тантризм. Во всех странах Центральной Азии и Дальнего Востока, где распространился преимущественно буддизм махаяны, мадхъямака самостоятельно или в единстве с йогачарой играла и играет ведущую роль в философии, а также в изобразительном искусстве и поэзии.