Сутры Праджняпарамиты
Су́тры Праджняпарами́ты (санскр. प्रज्ञपारमिता सूत्र, буквально – сутра о совершенстве мудрости), цикл самых ранних (1–3 вв.) текстов буддизма махаяны, основа для развития более поздней философской и религиозной литературы махаяны, особенно школы мадхъямака. Согласно традиции, сутры Праджняпарамиты содержат слова самого Будды Шакьямуни, не понятые последователями «узкого пути» (хинаяны), но воспринятые незримо присутствовавшими на беседе бодхисаттвами, чтобы в определённый момент донести их до остальных людей. Сутры Праджняпарамиты созданы на санскрите, затем переведены на китайский и другие языки. По мнению учёных, древнейшими являются «Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра» («Сутра о совершенстве мудрости в 8 тысяч строк») и «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» («Сутра о совершенстве мудрости, рассекающей [тьму невежества], как удар молнии», или «Алмазная сутра»). «Алмазная сутра» и «Хридая-сутра» («Сутра сердца», 2-я половина 2 в.; существует в версиях 14 и 25 строк) являются самыми краткими текстами цикла. Название «Махапраджняпарамита-сутра» («Великая сутра о совершенстве мудрости»), которую приписывают Нагарджуне, может относиться к 2 самым обширным текстам – «Шатасахасрике» («100 тысяч строк») и «Панчавимшатике» («25 тысяч строк»). Названия остальных сутр также определяются количеством строк: «Дашасахасрика» («10 тысяч строк»), «Сапташатика» («700 строк») и другие сутры (всего 8 текстов с «числовыми» названиями). Близким к циклу сутр Праджняпарамиты считается «Вималакиртинирдеша-сутра» («Сутра Вималакирти»).Сутры Праджняпарамиты провозглашают праджню (мудрость) высшим совершенством (парамитой) и самым действенным средством достижения освобождения – нирваны, составляющим практику бодхисаттв. Природа праджни – осознание взаимозависимости, а значит, внутренней пустоты (шуньята) и иллюзорности всех вещей, а также мыслей о них. Нирвана отождествляется в сутрах Праджняпарамиты с вневербальным и внерациональным проникновением в пустоту всего процесса перерождения (сансары). Однако подчёркивается, что такая трактовка нирваны, как и других ключевых понятий буддизма, не должна становиться догматической доктриной. Сутры Праджняпарамиты стремились придать высшим буддийским ценностям как более популярное, так и более мистическое звучание. Идеи сутр Праджняпарамиты развил Нагарджуна и другие махаянские мыслители в учении школ мадхъямака и йогачара. Некоторые из сутр Праджняпарамиты, особенно «Алмазная сутра» и «Сутра сердца», чрезвычайно почитались в Центральной Азии, Тибете, Китае, Корее и Японии.