Далай-лама XIV
Дала́й-ла́ма XIV (монашеское имя Тензин Гьяцо, тибет. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ།; урождённый Ламо Дондуп, тибет. ལྷ་མོ་དོན་གྲུབ) (род. 6.7.1935, деревня Такцер, провинция Амдо, Тибет), буддийский деятель, духовный и политический лидер тибетского народа.
В трёхлетнем возрасте признан реинкарнацией Далай-ламы XIII. В связи с вторжением в Тибет войск Китайской Народной Республики (КНР) в 16-летнем возрасте был вынужден принять на себя обязанности главы государства. В 1954 г. посетил Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном. Несмотря на обещания Мао вести умеренную политику в Тибете, китайские власти начали форсировать коммунистические реформы. В начале марта 1959 г. в Лхасе вспыхнуло стихийное народное восстание. Далай-лама XIV, его окружение и многие последователи были вынуждены бежать в Индию. Китайская армия жестоко подавила восстание, но в ряде районов Тибета продолжалась партизанская война. Увещевания Далай-ламы XIV, который как буддист является сторонником ненасилия, остановили бесперспективное вооружённое сопротивление. В изгнании в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), Далай-ламой XIV было воссоздано тибетское правительство, продолжавшее представлять интересы тибетцев, не смирившихся с присоединением Тибета к КНР. В 1963 г. Далай-ламой XIV была разработана демократическая конституция Тибета, согласно которой верховная власть должна перейти от Далай-ламы к всенародно избранной Народной ассамблее и назначаемому ею правительству. Эти принципы поэтапно вводятся в жизнь, и в 21 в. всей полнотой политической власти в тибетской эмиграционной администрации располагает уже не Далай-лама, а правительство и парламент. Официально за Далай-ламой закреплены лишь духовные функции, но он остаётся национальным лидером. На протяжении всей жизни Далай-лама XIV стремится решить тибетскую проблему «срединным путём» – без вооружённой борьбы за независимость, оказывая моральное давление на КНР своими книгами, выступлениями, обращениями в ООН, на встречах с парламентами и руководителями множества стран, включая США, Великобританию, Францию и др. В 1987 г. он заявил о готовности согласиться на автономию Тибета в составе КНР в случае, если условия этой автономии будут выполняться. В 1989 г. за свою миротворческую деятельность удостоен Нобелевской премии мира.
Далай-лама XIV известен нетривиальными интерпретациями сложных вопросов буддийского мировоззрения (например, не считает веру в перерождения обязательной для каждого буддиста, поскольку этот вопрос относится к сфере относительной истины и гораздо менее важен, чем, например, понимание шуньяты). Важными элементами модернизации тибетского буддизма стали инициативы Далай-ламы XIV по введению в учебную программу монастырских университетов факультативов по современной науке, учреждение традиции полного монашеского посвящения для женщин, предоставление женщинам возможности получения высшей тибетской учёной степени геше.
Неотъемлемой частью его деятельности является развитие межрелигиозного диалога. Признаёт необходимость существования множества религий, отвергает прозелитизм. Идеи Далай-ламы XIV обобщены в его книге «Этика для нового тысячелетия» (1999).