Арьядева
Арьяде́ва (санскр. आर्यदेव – «Божественно благородный»), буддийский мыслитель 3 в., последователь Нагарджуны. Происходил из южноиндийского брахманского рода. В центре основных сочинений Арьядевы – «Чатух-шатака» («Четыреста строф») и «Шата-шастра» («Трактат 100 строф») – анализ истинно сущего как пустоты (шуньята). По Арьядеве, истинно сущее можно реализовать практически, опровергая («опустошая») все идеи (критиковал философские учения санкхьи, вайшешики, сект панчаратры, пашупаты, а также локаяты и джайнизма). Путь бодхисаттвы Арьядева видел в устранении из сознания четырёх ложных идей: о неизменном среди всеобщей изменчивости, о возможности счастья среди океана страдания, о вечной душе (атмане) среди преходящего мира, о прекрасном среди безобразного. В Китае «Шата-шастра» стала «базовым текстом» школы сань-лунь. Тибетцы причисляют Арьядеву к «шести драгоценностям» буддийской философии, наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти.