#Эпоха парового флота
Эпоха парового флота
Тег

Эпоха парового флота

Эпоха парового флота
Найденo 8 статей
Надводные средства
Линейный корабль
Лине́йный кора́бль, 1) в парусном флоте наиболее крупный трёхмачтовый корабль с прямым парусным вооружением, 2–3 палубами, на которых размещались от 50 до 140 орудий; 2) самый крупный боевой корабль 1-й половины 20 в. с мощной артиллерией и броневой защитой, предназначенный для ведения морского боя с главными надводными силами флота противника и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. К настоящему времени линкоры во всех странах выведены из состава флотов.
Линейный корабль «Парижская коммуна»
Надводные средства
Корвет
Корве́т, 1) военное судно 17–19 вв., предназначавшееся для разведки, посыльной службы или крейсерских действий; 2) эскортный корабль специальной постройки периода Второй мировой войны для обеспечения противолодочной обороны трансатлантических конвоев; 3) современный многоцелевой боевой корабль ближней морской зоны, оснащённый ударными и противолодочными комплексами, автоматическими артиллерийскими установками, средствами противовоздушной обороны и вертолётами.
Корвет проекта 20380 «Бойкий» на главном военно-морском параде в Кронштадте. 29 июля 2018
Воинские звания
Юнга
Ю́нга (нем. junge, нидерл. jonge – юноша, молодой), подросток, готовящийся стать матросом и проходящий обучение, или младший матрос в российском флоте и во флотах других стран. В России звание юнги введено императором Петром I в 1703 г. и с перерывами просуществовало до 1917 г. Юнгой мог стать юноша в возрасте 16–18 лет. Подготовка осуществлялась в специальных школах юнг, первая из которых была открыта в Кронштадте в начале 18 в. По окончании полуторагодичного обучения зачислялись на действительную службу в качестве матросов-специалистов, например рулевых, сигнальщиков и др.
История
Должности
Баталёр
Баталёр, специальный нестроевой чин Российского Императорского флота. Введён императором Петром I в начале 18 в. и предназначался для унтер-офицерского состава. Кандидат на чин баталёра избирался судовым ревизором и утверждался командиром корабля. Баталёром мог стать матрос, прошедший специальную подготовку и сдавший экзамен на чин баталёра 2-й статьи. В течение службы мог быть произведён в баталёры 1-й статьи, а впоследствии – в старшие баталёры после сдачи экзамена на кондукторский чин. Согласно Своду морских постановлений 1898 г. чин старшего баталёра соответствовал строевому чину «кондуктор», баталёра 1-й статьи – чину «боцманмат», баталёра 2-й статьи – чину «квартирмейстер». В подчинении баталёра мог находиться унтер-баталёр или баталёрский юнга. В обязанности входили приём на хранение и выдача пищевого и вещевого довольствия личному составу, учёт материалов и ведение отчётной документации. Упразднён после Октябрьской революции 1917 г. Баталёром эскадренного броненосца «Орёл» в русско-японскую войну 1904–1905 гг. был известный советский писатель А. С. Новиков-Прибой.
История
Пища
Флотская чарка
Фло́тская ча́рка, часть пищевого довольствия нижних чинов Российского императорского флота. Введена императором Петром I в начале 18 в. и равнялась 123 мл «хлебного вина», т. е. водки. При неизменности объёма крепость содержимого могла отличаться (в петровские времена крепость водки равнялась 25–30°, в конце 19 в. около 40°). Во время заграничных плаваний водка заменялась ромом, коньяком и другими крепкими спиртными напитками с разбавлением водой до установленной крепости. Также использовалась для разбавления питьевой воды во время длительного плавания с целью отбития затхлого вкуса и для обеззараживания. Раздавалась по сигналу боцмана «К вину и обедать!». Согласно Своду морских постановлений 1898 г., нижним чинам ежедневно полагалась одна чарка, разделённая на два приёма – 2/3 чарки к обеду, а 1/3 – к ужину или завтраку по усмотрению командира судна. Деление осуществлялось с помощью специального сосуда – получарки, объёмом 60 мл. Распределялась баталёром, который вёл учёт в специальном журнале – форменной книге. Не полагалась штрафованным и находившимся под арестом. Отказ от положенной нормы предусматривал денежную компенсацию из расчёта 6 копеек за чарку в мирное время и 9 копеек во время плавания. Отменена в 1909–1914 гг.
История
Воинские звания
Кондуктор (флотский чин)
Кондукто́р, высший унтер-офицерский чин Российского Императорского флота. Введён в 1798 г. Окончательно оформился в 1894 г. после утверждения Положения о старших боцманах и кондукторах флота. Имел 2 класса. Присваивался унтер-офицерам, остававшимся на сверхсрочную службу и сдавшим соответствующий экзамен. Кондуктор мог быть произведён в чин подпоручика по Адмиралтейству за боевые заслуги или после сдачи экзамена. При увольнении со службы в зависимости от выслуги лет (не менее 10 лет) мог быть представлен к низшим гражданским чинам по Табели о рангах. Являлся помощником офицеров-специалистов, подчинялся старшему боцману. В обязанности кондуктора входило обучение нижних чинов соответствующей специальности и осуществление общего надзора за ними. Согласно Положению, кондуктору полагалась отдельная кают-компания, повышенное денежное содержание и особые дополнительные денежные выплаты, например, на приобретение формы. Чин упразднён согласно указу по морскому ведомству № 295 от 12 июня (25 июня) 1917 г. Временно восстановлен в Белом флоте А. В. Колчаком в 1919–1920 гг.
История