#Эпоха парусного флота
Эпоха парусного флота
Тег

Эпоха парусного флота

Эпоха парусного флота
Найденo 12 статей
Термины
Ботик Петра I «Святой Николай»
Бо́тик Петра́ I «Свято́й Никола́й», небольшое дубовое беспалубное, одномачтовое парусно-гребное судно. Точная дата постройки неизвестна; предположительно, это 1640 г. По одной из версий, привезён в Россию из Англии в 1640-х гг. в подарок царю Алексею Михайловичу (Ботик Петра I – «дедушка русского флота»), по другой версии, был куплен двоюродным братом деда Петра I, боярином Н. И. Романовым, для речных прогулок (Русские древности: ботик «Фортуна»). Водоизмещение около 1,3 т, длина 6 м, ширина 1,97 м. Найден Петром I в1688 г. в царском селе Измайловское под Москвой.
Военные науки и оборонная промышленность
Сражения
Битва при Лепанто
Би́тва при Лепа́нто, крупное сражение между турецким и объединённым христианским флотами 7 октября 1571 г. близ г. Лепанто (ныне г. Нафпактос, Греция) на северном берегу залива Патраикос. Сражение, имевшее форму отдельных ожесточённых схваток, завершилось полной победой христиан, флотом которых командовал дон Хуан Австрийский. Победа при Лепанто позволила развеять миф о непобедимости турок, однако не повлияла на исход противоборства между христианскими государствами и Османской империей. Битва при Лепанто – последнее крупное сражение парусно-гребных флотов.
Битва при Лепанто 7 октября 1571. Конец 16 в.
Надводные средства
Корвет
Корве́т, 1) военное судно 17–19 вв., предназначавшееся для разведки, посыльной службы или крейсерских действий; 2) эскортный корабль специальной постройки периода Второй мировой войны для обеспечения противолодочной обороны трансатлантических конвоев; 3) современный многоцелевой боевой корабль ближней морской зоны, оснащённый ударными и противолодочными комплексами, автоматическими артиллерийскими установками, средствами противовоздушной обороны и вертолётами.
Корвет проекта 20380 «Бойкий» на главном военно-морском параде в Кронштадте. 29 июля 2018
Надводные средства
Лангскип
Ла́нгскип (др.-исл. langskip, буквально – длинный корабль), в средневековой Скандинавии – корабль, предназначенный для морских походов и боевых действий. Лангскипы представляли собой клинкерные острокилевые суда, оснащённые несколькими прямоугольными парусами и управлявшиеся командой от 26 до 60 человек, которые посменно исполняли обязанности гребцов. Этот тип кораблей отличался повышенной манёвренностью у берега и малой осадкой, позволявшей заходить в мелкие реки и использовать для зимовки неглубокие заливы.
Осебергская ладья. Норвегия. 9 в.
Воинские звания
Юнга
Ю́нга (нем. junge, нидерл. jonge – юноша, молодой), подросток, готовящийся стать матросом и проходящий обучение, или младший матрос в российском флоте и во флотах других стран. В России звание юнги введено императором Петром I в 1703 г. и с перерывами просуществовало до 1917 г. Юнгой мог стать юноша в возрасте 16–18 лет. Подготовка осуществлялась в специальных школах юнг, первая из которых была открыта в Кронштадте в начале 18 в. По окончании полуторагодичного обучения зачислялись на действительную службу в качестве матросов-специалистов, например рулевых, сигнальщиков и др.
История
Сражения
Наваринское сражение 1827
Навари́нское сраже́ние 1827, морское сражение между российско-британо-французским и турецко-египетским флотами во время Греческой национально-освободительной революции 1821–1829 гг. Состоялось 8(20) октября в Наваринской бухте Ионического моря (юго-западное побережье п-ова Пелопоннес, Греция). Сражение продолжалось 4 ч и закончилось полным разгромом турецко-египетского флота, в котором решающую роль сыграла российская эскадра, уничтожившая бóльшую часть кораблей в центре и на правом фланге боевого порядка противника. Поражение в Наваринском сражении значительно ослабило морскую мощь Османской империи, способствовало усилению национально-освободительного движения греческого народа и победе Российской империи в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.
Амбруаз-Луи Гарнре. Морское сражение при Наварине. 1831
Должности
Баталёр
Баталёр, специальный нестроевой чин Российского Императорского флота. Введён императором Петром I в начале 18 в. и предназначался для унтер-офицерского состава. Кандидат на чин баталёра избирался судовым ревизором и утверждался командиром корабля. Баталёром мог стать матрос, прошедший специальную подготовку и сдавший экзамен на чин баталёра 2-й статьи. В течение службы мог быть произведён в баталёры 1-й статьи, а впоследствии – в старшие баталёры после сдачи экзамена на кондукторский чин. Согласно Своду морских постановлений 1898 г. чин старшего баталёра соответствовал строевому чину «кондуктор», баталёра 1-й статьи – чину «боцманмат», баталёра 2-й статьи – чину «квартирмейстер». В подчинении баталёра мог находиться унтер-баталёр или баталёрский юнга. В обязанности входили приём на хранение и выдача пищевого и вещевого довольствия личному составу, учёт материалов и ведение отчётной документации. Упразднён после Октябрьской революции 1917 г. Баталёром эскадренного броненосца «Орёл» в русско-японскую войну 1904–1905 гг. был известный советский писатель А. С. Новиков-Прибой.
История
Пища
Флотская чарка
Фло́тская ча́рка, часть пищевого довольствия нижних чинов Российского императорского флота. Введена императором Петром I в начале 18 в. и равнялась 123 мл «хлебного вина», т. е. водки. При неизменности объёма крепость содержимого могла отличаться (в петровские времена крепость водки равнялась 25–30°, в конце 19 в. около 40°). Во время заграничных плаваний водка заменялась ромом, коньяком и другими крепкими спиртными напитками с разбавлением водой до установленной крепости. Также использовалась для разбавления питьевой воды во время длительного плавания с целью отбития затхлого вкуса и для обеззараживания. Раздавалась по сигналу боцмана «К вину и обедать!». Согласно Своду морских постановлений 1898 г., нижним чинам ежедневно полагалась одна чарка, разделённая на два приёма – 2/3 чарки к обеду, а 1/3 – к ужину или завтраку по усмотрению командира судна. Деление осуществлялось с помощью специального сосуда – получарки, объёмом 60 мл. Распределялась баталёром, который вёл учёт в специальном журнале – форменной книге. Не полагалась штрафованным и находившимся под арестом. Отказ от положенной нормы предусматривал денежную компенсацию из расчёта 6 копеек за чарку в мирное время и 9 копеек во время плавания. Отменена в 1909–1914 гг.
История
1
2