Морская мина
Морска́я ми́на, вид морского оружия (боеприпас), устанавливаемый в воде. Предназначен для поражения подводных лодок (ПЛ), надводных кораблей (НК), катеров и судов, вертолётов (при полётах на малых высотах) и экранопланов, а также сковывания их действий путём создания минной угрозы в определённых районах (зонах) морских и океанских театров военных действий (ТВД), на внутренних водных путях.
Морская мина состоит из герметичного водонепроницаемого корпуса (изготовленного из стали, сплавов алюминия или композиционных материалов), заряда взрывчатого вещества (ВВ), взрывателя, предохранительных и дополнительных приборов (срочности, кратности, самоликвидации), источника питания, а также устройств, обеспечивающих плавучесть мины, её установку на заданное углубление от водной поверхности или на грунт.
Морские мины могут устанавливаться надводными кораблями, подводными лодками, летательными аппаратами. Они подразделяются:
по типу носителей – на корабельные, лодочные, авиационные и универсальные;
по массе заряда ВВ – на большие, средние и малые;
по способу сохранения места и глубины постановки – на якорные, донные и плавающие (дрейфующие);
по принципу действия взрывателя – на контактные и неконтактные;
по управлению после постановки – на неуправляемые и управляемые (самоликвидируемые);
по степени подвижности – на стационарные и самодвижущиеся;
по способу установки на заданное углубление – на устанавливаемые у поверхности, на грунте, на заданной глубине.
Неконтактные взрыватели морских мин срабатывают под воздействием одного (одноканальные) или нескольких (комбинированные) физических полей, в частности, корабля (магнитное, электрическое, электромагнитное, акустическое, гидродинамическое, оптическое и др.).
Типы морских мин
Авиационная морская мина – донная или якорная неконтактная мина, имеющая отсек для размещения парашюта, смягчающего удар при приводнении, или стабилизатор, обтекатель (в парашютных морских минах) и противоударное устройство аппаратуры взрывателя (в беспарашютных морских минах). Широко применялись во Второй мировой войне, а также в войне США против Вьетнама (беспарашютные морские мины), где с мая по август 1972 г. американская авиация выставила в территориальных водах Демократической Республики Вьетнам около 11 тыс. мин.
Акустическая морская мина – неконтактная якорная или донная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Чувствительным элементом взрывателя служат приёмники-гидрофоны, преобразующие шумы, создаваемые движущимся боевым кораблём (судном), в электрические импульсы, приводящие к взрыву мины. Впервые стали применяться во 2-й мировой войне.
Антенная морская мина – якорная контактная мина, имеющая электроконтактные взрыватели в виде нижней и верхней (на буйке) антенн длиной до 30 м. Соприкосновение корпуса цели с антенной приводит к замыканию электрической цепи взрывателя морской мины. Применяется, как правило, для поражения ПЛ.
Буксируемая морская мина (историческая) – контактная мина обтекаемой формы с устройством, обеспечивающим буксировку мины кораблём на заданной глубине. Применялись минными катерами русского флота в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. и противолодочными кораблями как в Первой мировой войне, так и во Второй мировой войне.
Гальваноударная морская мина – якорная или плавающая контактная мина с гальваноударным взрывателем. Имеет гальванический элемент, электролит которого в стеклянной ампуле помещён в свинцовом колпаке. При соприкосновении с кораблём (судном) колпак сминается, разрушая ампулу, и гальванический элемент даёт ток, вызывающий взрыв заряда.
Гидродинамическая морская мина – неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления водного столба (гидродинамического поля), вызванного корпусом движущегося корабля (судна).
Донная морская мина – неконтактная мина с отрицательной плавучестью. Ставится на дне моря (океана). Обычно имеет металлический корпус диаметром до 0,6 м и длиной до 6 м, зарядную камеру с 250–1000 кг ВВ и детонаторами, приборную камеру с аппаратурой неконтактного взрывателя, дополнительными приборами и источниками питания. Глубина постановки против НК обычно не превышает 50–70 м, против ПЛ – 200 м (иногда и на бо́льших глубинах). Некоторые образцы донных морских мин оснащены приборами телеуправления.
Дрейфующая морская мина – сорванная с якоря волнением моря (течением) или подсечённая тралом (но не уничтоженная) якорная мина, которая перемещается по поверхности под воздействием ветра и течения.
Индукционная морская мина – неконтактная мина с взрывателем индукционного типа, реагирующим элементом которого служит индукционная катушка. При изменении напряжённости магнитного поля, вызванного прохождением корабля (судна), в катушке наводится электрический ток, приводящий с помощью реле к взрыву заряда мины.
Инженерная морская мина – специальная донная мина, телеуправляемая по проводам. Предназначена для защиты подходов к десантоопасным участкам берега. Широкого распространения не получила. В бо́льшей степени применимы контактные инженерные мины (донные и якорные), отличающиеся массой ВВ, предназначенные для поражения десантных кораблей (судов), десантно-высадочных средств, плавающих боевых машин и другой военной техники, используемой при высадке десанта на берег.
Контактная морская мина (якорная или плавающая) – мина с контактным взрывателем, срабатывающим при непосредственном соприкосновении подводной части корпуса корабля (судна) с взрывателем, корпусом мины или её антенными устройствами. По принципу действия взрыватели могут быть гальваноударные, ударно-механические, ударно-электрические и антенные.
Морская мина – ловушка – замаскированная под безопасный предмет, способный привлечь внимание человека в море (плавающие ящик, плотик, шлюпка и т. д.). Срабатывает в момент прикосновения или приближения к нему.
Морская мина с комбинированным взрывателем – наиболее распространённая неконтактная мина, имеющая многоканальный взрыватель, срабатывающий от двух и более физических полей корабля (судна), действующих одновременно или в определённой последовательности, например, магнитный и акустический, магнитный и гидродинамический и др. При этом один канал может быть дежурным (вспомогательным), а другой – рабочим (основным).
Неконтактная морская мина – мина, взрыватели которой срабатывают при прохождении корабля (судна) на определённом расстоянии от воздействия одного или нескольких физических полей. По принципу построения взрывателя неконтактные морские мины бывают одно-, двух- и многоканальные (комбинированные), а по реагированию на физические поля корабля – акустические, гидродинамические, индукционные, магнитные, комбинированные и др.
Плавающая морская мина – безъякорная мина, которая после постановки остаётся на заданном углублении с помощью прибора плавания гидростатического, электрического или другого типа и перемещается под воздействием морских течений. Обычно снабжается самоликвидатором, который обеспечивает потопление мины по истечении заданного срока.
Противодесантная морская мина (устаревшая) – малая мина, предназначенная для использования на мелководье против малых кораблей и десантно-высадочных средств. Широкого применения не имела. В противодесантных заграждениях после 2-й мировой войны распространение получили противодесантные инженерные мины.
Реактивно-всплывающая морская мина – якорная мина, устанавливаемая на большую глубину, с дежурным каналом, реагирующим на одно из физических полей корабля (судна). При подходе корабля на заданное расстояние дежурный канал срабатывает, включается реактивный двигатель, мина всплывает и поражает корабль.
Речная мина (устаревшая) – морская или инженерная мина, приспособленная для использования в пресноводных и мелководных бассейнах.
Самонаводящаяся (самоприцеливающаяся) морская мина – якорная неконтактная мина, мина-ракета или мина-торпеда, у которых боевая часть снабжена двигателем и системой самонаведения. Например, американская мина Mk 60 CAPTOR, имеющая в качестве боевой части самонаводящуюся торпеду.
Самотранспортирующаяся морская мина – мина, предназначенная для постановки с ПЛ у входов в порты и военно-морские базы. Является комбинацией торпеды и донной мины. Выпускается в нужном направлении, достигает заданного района и после укладывания на грунт приходит в боевое положение.
Шестовая морская мина (историческая) – устройство, состоявшее из металлической оболочки с ВВ, закреплённое на длинном шесте, который выдвигался с носа специального парового (минного) катера. При атаке катер почти вплотную подходил к кораблю и касался его шестовой миной, которая взрывалась. Шестовая мина применялась в 1860–1880 гг. Особенно эффективно действовали с шестовой морской миной русские моряки под командованием С. О. Макарова в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. С развитием торпед шестовая морская мина потеряла своё значение.
Якорная морская мина имеет корпус сферической или полусферической формы с положительной плавучестью и якорное устройство (тележку). Основные параметры: длина мины 0,6–2,3 м, ширина 0,5–1 м, высота 0,6–1,6 м, масса до 1300 кг. В корпусе размещаются заряд ВВ массой до 550 кг, запальное устройство и приборы взрывателя. Якорные морские мины могут ставиться с водной поверхности, грунта и промежуточной глубины с последующим всплытием на заданную глубину, где удерживаются соединённым с якорем минрепом (цепным или тросовым). Против ПЛ могут ставиться на глубине до 250–300 м. Разновидностью якорных морских мин являются противолодочные антенные контактные мины.
История создания и применения
Первое описание прообраза морской мины содержалось в безымянном китайском военном трактате 14 в. В России впервые донная мина, подрываемая с берега пороховым шнуром, была испытана в 1807 г. в районе Кронштадта. Её разработал преподаватель Морского корпуса И. И. Фитцум. Но дальнейшее развитие в России получили гальванические мины. Идея применения электричества (гальванизма) для воспламенения подводных фугасов принадлежит П. Л. Шиллингу, взорвавшему в 1812 г. заряд пороха электрическим током по проводам «через воду». Его идеи были реализованы на практике генерал-адъютантом К. А. Шильдером. В 1839 г. был учрежден «Комитет о подводных опытах» для организации работ по созданию подводных мин, проверки других изобретений. С этого времени в России началось планомерное развитие подводного минного оружия. В комитете работал академик Б. С. Якоби. Ему принадлежит приоритет в изобретении первых гальванических и гальваноударных мин, батарей для них.
Впервые в истории боевых действий на море минное оружие было использовано Россией во время Крымской войны 1853–1856 гг., когда в Финском заливе массово применили гальванические мины и подводные фугасы, а также пиротехнические мины. В июне 1855 г. на таких минах, поставленных у Кронштадта, подорвались три английских военных корабля. Применение нового вида оружия на море заставило все флоты мира изменить тактику ведения морского боя.
В 1874 г. для подготовки флотских специалистов-минёров в Кронштадте были сформированы минные офицерские классы, минная школа для матросов и старшин, минный отряд судов.
В 1882 г. лейтенант Н. Н. Азаров предложил остроумный способ автоматической постановки мин на заданное углубление, который применяется в наши дни многими флотами. Русские минёры совершенствовали и сами мины. Была обеспечена безопасность обращения с минами, повышена их живучесть, предусмотрена возможность постановки мин на большую глубину (что расширило районы применения минного оружия), усилено разрушительное действие мин. С 1893 г. в русском флоте стали применять мины в форме шара, которая до настоящего времени является преобладающей для якорных мин.
В русско-японской войне 1904–1905 гг. российскими моряками было установлено 4275 морских мин, на которых подорвалось 19 японских кораблей.
В 1-й мировой войне германский и турецкий флоты потеряли на минах, выставленных русскими моряками на балтийском и черноморском театрах военных действий, около 60 кораблей. В этой войне всего было установлено около 310 тыс. морских мин, на которых погибло около 400 боевых кораблей и около 600 торговых судов воевавших государств.
В ходе 2-й мировой войны флотами воюющих коалиций было поставлено уже 675 тыс. мин, на которых подорвались и затонули около четырех тысяч кораблей и судов, около восьми тысяч получили серьезные повреждения.
Во второй половине 20 – начале 21 вв. морские мины активно применялись в локальных войнах и вооружённых конфликтах по всему миру. При этом подтверждалось основное качество минного оружия – устойчивость к моральному старению. Морские мины даже устаревших образцов – это безотказный инструмент внешней политики. Одна лишь угроза минной опасности позволяет предотвратить эскалацию военных действий.
Начиная с 1950-х гг. в нашей стране были приняты на вооружение: реактивно-всплывающие мины КРМ (корабельная), РМ-1 (авиационная), РМ-2Г (глубоководная); противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2Э (экспортный вариант), противолодочная мина-торпеда ПМТ-1, противолодочные минные комплексы ПМК-1 и ПМК-2; донные мины МДМ-1 и МДМ-2 (морские), МДМ-3 и МДМ-5 (авиационные) разных модификаций; корабельная контактная противодесантная мина КПМ, морская шельфовая мина МШМ. В 1979 г. на флот поступила лодочная самотранспортирующаяся донная мина СМДМ, доставляемая к месту установки торпедой. В 1983 г. на вооружение ВМФ принят минно-торпедный противолодочный комплекс МТПК-1 «Лоцман-Д».
В 1960-е гг. началось создание принципиально новых минных комплексов активного типа – мин-ракет и мин-торпед с широкополосной системой обнаружения целей. Минное оружие, не потеряв имеющиеся у него преимущества перед другими видами подводного оружия, приобрело новое качество – атаковать цели на достаточно большом расстоянии в относительно короткое время со всеми элементами внезапности.
В 21 в. военно-морские силы различных государств всё чаще стали применять морские мины в системах управляемых противолодочных и противокорабельных минных заграждений.