Изофабрика «Всекохудожник» в Москве
Изофабрика «Всекохудожник» в Москве. Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств, или союз «Всекохудожник», был создан 2 июля 1932 г. и сразу же вошёл в состав Всесоюзного совета промысловой кооперации (Всекопромсовет) как Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Объединение, однако, существовало и до 1932 г.: сначала как самостоятельный союз художников и мастеров ремёсел, а с 1928 г. как промысловое кредитное товарищество «Художник». В составе Всекопромсовета «Всекохудожник» пробыл недолго: уже в 1935 г. его перевели под начало Наркомпроса РСФСР, ещё через пять лет, в 1940 г., он вошёл в систему СНК РСФСР, а затем – в ведомство Совета Министров РСФСР. «Всекохудожник» организовывал выставки, снабжал мастеров материалами (холстами, красками и прочим), проводил конкурсы и распределял заказы, а также выпускал разнообразные предметы искусства, начиная с гипсовых бюстов и бронзовых скульптур и заканчивая памятными значками и детскими игрушками.
Строительство изофабрики для «Всекохудожника» началось в 1933 г., вскоре после его официального включения в структуру Всекопромсовета. Под комплекс помещений «Всекохудожника» выделили участок в конце улицы Часовой, соединяющей районы Аэропорт и Сокол, которые в 1930-е гг. активно застраивались. Разработку проекта поручили Г. П. Гольцу, ученику И. В. Жолтовского, и этот заказ стал для него одним из важнейших в творческой карьере: в комплексе изофабрики архитектор смог в полной мере воплотить своё видение новой советской архитектуры, в которой, как он считал, классическое наследие должно объединяться с техническими достижениями эпохи советского авангарда.
Строительство планировалось провести в две очереди: вначале должны были быть построены здания скульптурного комплекса, корпуса игрушки, бронзолитейной мастерской, кузницы и складов, во вторую очередь – здание изоучилища, корпус индивидуальных живописных мастерских, кистевязальный корпус и дополнительное складское помещение, соединяющее кузницу и бронзолитейную мастерскую. Здания первой очереди были успешно сданы в эксплуатацию в 1936 г. Среди них выделяется скульптурный корпус, украшенный двумя асимметричными башнями в торцах здания. Возведение корпусов второй очереди прервала Великая Отечественная война 1941–1945 гг., и их строительство не было окончено. Это сказалось прежде всего на декоративном оформлении построек: у пятиэтажного изоучилища (1936–1938) остался незавершённым главный фасад, а семиэтажное здание живописных мастерских не получило внешний декор, задуманный архитектором.
В центре отведённого для изофабрики участка располагался просторный прямоугольной двор, раскрывающийся на юго-западную сторону, а вокруг него были организованы основные производственные корпуса. Двор обрамляла открытая аркада, опирающаяся на восьмигранные колонны, которая прорезала первые этажи всех окружающих построек. За аркадой архитектор разместил лоджии, которые, по его мысли, должны были стать музеем изготовленной в объединении скульптуры. Она занимала особое место в работе мастеров «Всекохудожника»: именно на московской изофабрике выпускались гипсовые статуи для украшения городских скверов и парков, которое предусматривалось Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 г. Прототипами для многих из них послужили слепки с античных статуй из собрания Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, но облачённые в костюмы, созвучные эпохе, – за такое совмещение классической красоты и советских реалий выступал скульптор И. Д. Шадр, принимавший активное участие в деятельности «Всекохудожника».
Гольц считал проект изофабрики «данью Италии», в которой он провёл несколько месяцев в 1924–1925 гг., изучая архитектуру (Быков В. Е. Георгий Гольц. Москва, 1978. С. 89–91). Действительно, обращение мастера к ордерной системе, использование широких полуциркульных арок и длинных аркад, эдикул, пилястр и круглых окон на фасадах – всё это указывает на его любовь к античной и ренессансной архитектуре Италии и особенно к творчеству Ф. Брунеллески, работы которого покорили Гольца во время заграничного путешествия. Но архитектура изофабрики не подражательна: мастер переосмыслил формы ренессансной традиции, добавив в свой проект и черты современного ему конструктивизма, влияние которого заметно в общей сдержанности декора и обширных гладких поверхностях стен и остекления.
Выполненный по проекту Гольца комплекс изофабрики недолго принадлежал живописцам и скульпторам: в 1953 г. «Всекохудожник» был ликвидирован, его функции переданы Художественному фонду СССР. Здания на Часовой улице, 28 заняли другие организации: так, в начале 1960-х гг. они перешли к научно-производственному объединению «Радий», которое находится там и в начале 2020-х гг. Доступ на территорию бывшей изофабрики ограничен, но памятник сохранился, хотя некоторые помещения (к примеру, скульптурный корпус) подверглись неудачной реставрации.
Изофабрика «Всекохудожник» – выявленный объект культурного наследия Москвы.