Кордовский эмират
Ко́рдовский эмира́т (исп. Emirato de Córdoba, араб. إمارة قرطبة ), исламское государство на территории Пиренейского полуострова в 756–929 гг. Сложилось на землях самой западной провинции Халифата, образованной в ходе арабского завоевания полуострова в 711–716 гг.
Военно-политическая история
После стремительного завоевания Пиренейского п-ова мусульманами аль-Андалус управлялся вали, которые были наместниками и военачальниками и назначались халифом. В 750 г. в результате аббасидского переворота династия Омейядов была свергнута с престола Халифата; один из её представителей – Абд ар-Рахман бен Муавия, внук халифа Хишама (правил в 724–743), – бежал на север Африки, к родичам по материнской линии, а затем вступил в переговоры с испано-мусульманской знатью. Добившись успеха в этих переговорах благодаря своему происхождению и дипломатическому таланту, он с небольшим отрядом отправился на покорение пиренейских земель и в 756 г. близ Кордовы разбил войска Юсуфа, вали аль-Андалуса, и был провозглашён эмиром. В последующие годы Абд ар-Рахману I (правил до 788) удалось побороть внутренние смуты, во многом благодаря созданию профессионального войска, и окончательно утвердить власть Омейядов на полуострове.
Абд ар-Рахман I не мог претендовать на независимость от Аббасидского халифата и признавал его духовное главенство, но фактически проводил самостоятельную политику. При нём войско лишилось возможности провозглашать эмира – правитель сам выбирал своего преемника. Постепенно оформилась система государственного управления, сложилась иерархия должностей, чему немало способствовали усилия Абд ар-Рахмана II, который провёл административную реформу, ориентируясь на аббасидскую модель, отличавшуюся высокой централизованностью. Все органы центрального управления эмирата входили в состав двух подразделений: государственной канцелярии, отвечающей за оформление официальной документации, и главного управления финансами (казны), ведавшего налогами. Важнейшие политические и административные посты занимали вазиры, первый из которых – хаджиб – поначалу заведовал дворцовым хозяйством, а со временем стал руководить канцелярией и казной, контролировал деятельность центральной и провинциальной администрации. Высшая судебная юрисдикция принадлежала эмиру, который делегировал свои полномочия столичному кади – судье, духовному лидеру общины мусульман эмирата. Территория страны была поделена на провинции (куры) во главе с вали. Большинство провинций носило название их центральных городов.
Военная политика кордовских эмиров была направлена на поддержание единства аль-Андалуса, подавление сепаратизма знати и приобретение новых территорий. Кроме того, эмиры совершали походы на север против Астурии, басков и франков. Их основной целью в этом направлении были захват военной добычи и противостояние продвижению христиан на юг и юго-восток. Серьёзным ударом стала потеря отвоёванной в 801 г. франками Барселоны. В 903 г. в Кордовский эмират были включены Балеарские острова.
В 929 г. Абд ар-Рахман III принял титул халифа – Кордовский эмират был преобразован в Кордовский халифат.
Социально-экономическое развитие
В экономической сфере огромную роль играли города – крупные центры ремесла и торговли. Многие из городов существовали ещё с Античности, некоторые были основаны мусульманами (Мадрид); самым процветающим городом была Кордова – столица эмирата; в 10 в. её население достигло 100 тыс. жителей. Основным ремесленным производством стало изготовление текстиля, прежде всего шёлка и парчи, льняных тканей. Получили развитие кожевенное дело, производство стекла и бумаги, керамики, оружия, ювелирное дело. Купцы аль-Андалуса активно торговали как с мусульманскими странами, так и с христианской Европой.
Важное значение для развития экономики сохраняло сельское хозяйство. Среди возделываемых культур первое место традиционно занимали зерновые (пшеница, ячмень), виноград, олива; появились новые культуры – рис, цитрусовые, хлопок. Аграрная техника во многом базировалась на римских изобретениях; мусульмане привнесли новшества прежде всего в сфере орошения (ирригационная система, водяное колесо).
Население аль-Андалуса отличалось крайней пестротой. Бо́льшая его часть исповедовала ислам и имела арабское, ближневосточное или берберское происхождение. Наиболее привилегированным слоем были арабы, кланы которых – кайситы, кальбиты, йеменцы – постоянно соперничали между собой и с сирийцами. Арабизированные берберы в целом имели более низкий статус, так же как и мусульмане, бывшие потомками испано-готов (муваллады). Роль племенной структуры сохранялась и поддерживалась, что затрудняло переход из одной социальной группы в другую. Немусульманское население эмирата, христиане, составлявшие большинство, – мосарабы – постепенно сокращалось, в основном за счёт обращения в ислам. Во многих городах аль-Андалуса существовали еврейские общины. Омейядские эмиры активно приглашали евреев на придворные должности. Заметную долю общества составляли рабы самого разного происхождения. Личная гвардия правителей формировалась в основном из чернокожих рабов из Судана, дворцовые рабы были преимущественного европейского происхождения (сакалиба).
Неоднородность населения служила причиной постоянных внутренних смут и социальных конфликтов, обозначившихся уже в правление сына и преемника Абд ар-Рахмана I – Хишама I (788–796). Эмир аль-Хакам I (796–822) справился с мятежом знати (испано-готского происхождения) в Толедо – бывшей столице Вестготского королевства, жестоко подавил восстание городской бедноты в Кордове. Правление Абд ар-Рахмана II было отмечено противостоянием с мосарабами Кордовы, выступавшими против масштабной арабизации, угрожавшей сохранению вестготско-римского культурного наследия. На протяжении многих лет Абд ар-Рахман II также конфликтовал с семейством Бану Каси вестготского происхождения, овладевшим землями в долине Эбро. Эмиры Мухаммад I (852–886), аль-Мунзир (886–888) и Абдаллах (888–912) столкнулись с серией внутренних конфликтов, в результате которых центральную власть перестали признавать правители Бадахоса, Эльвиры (ныне Гранада), Севильи. Пришедший к власти в 912 г. Абд ар-Рахман III усмирил восставших правителей; к 928 г. он подавил сопротивление военачальника-муваллада Умара ибн Хафсуна, попытавшегося укрепиться в горах Ронды.
Интеллектуальная культура
Интеллектуальная культура Кордовского эмирата во многом базировалась на изучении правовых и религиозных вопросов. На рубеже 8–9 в. в эмирате утвердилась правовая школа маликизма, появилась литература о её основателе – Малике ибн Анасе, его учениках и учении; оформилась местная юридическая школа, представители которой – факихи – имели большое влияние при дворе эмира. В середине – конце 9 в. маликизм был обогащён знаниями других мазхабов – учением шафиитов, представителей захиритской школы.
В аль-Андалусе сложилось немало богатых книжных собраний. Интеллектуалы-книжники развивали наследие эллинизма, других регионов мусульманского мира; широкое распространение получили рукописи арабоязычных сочинений, трудов греческих, персидских, индийских авторов. Появились учёные-энциклопедисты – известный андалусский учёный Абд аль-Малик ибн Хабиб (ум. 853) занимался историей, грамматикой, медициной.
Выдающимся памятником исламского зодчества стала Большая мечеть, заложенная в 785 г. на месте христианского храма Святого Винсента.