Кордовский халифат
Ко́рдовский халифа́т (исп. Califato de Córdoba, араб. خلافة قرطبة), исламское государство на территории Пиренейского полуострова в 929–1031 гг. Образовалось после провозглашения халифом правителя Кордовского эмирата Абд ар-Рахмана III, представителя династии Омейядов. Провозглашение Кордовского халифата не привнесло существенных изменений в социально-политическое развитие государства, но придало независимый статус его правителям по отношению к Аббасидам и существенно укрепило авторитет Кордовы на полуострове как среди мусульман, так и среди христиан.
Военно-политическая история
Кордовский халифат вёл активную внешнюю политику. Абд ар-Рахман III успешно противостоял экспансии Фатимидов в Северной Африке, в 931 г. войска халифа заняли Сеуту, в 951 г. – Танжер. Были установлены официальные отношения с Византией, двор Абд ар-Рахмана III посетили послы германского императора Оттона I. В правление Хишама II (976–1009) власть фактически принадлежала вазиру (с 978 хаджибу) Мухаммаду аль-Мансуру, организовавшему несколько десятков удачных походов против христианских государств полуострова. Были захвачены и разорены христианские города: Саламанка (977), Барселона (985), Сантьяго-де-Компостела (997), Памплона (999). Во 2-й половине 10 в. практически все христианские государства на Пиренейском п-ове платили дань халифату.
Во внутренних делах государства усилия кордовских халифов были направлены на подавление сепаратистских настроений. В 930 г. Абд ар-Рахману III удалось вернуть под свою власть восставший Бадахос, в 932 г. – подавить выступления в Толедо. Постоянная борьба придворных партий на фоне ослабления центральной власти в годы номинального правления Хишама II спровоцировала серьёзный внутриполитический кризис. В начале 11 в. в халифате наступил период междоусобиц (фитны), на троне сменилось 6 правителей, в 1031 г. халиф Хишам III (провозглашён в 1027) был лишён власти и бежал из Кордовы. Кордовский халифат распался на небольшие политические образования – тайфы.
Интеллектуальная культура
В правление Абд ар-Рахмана III и особенно его сына и преемника, аль-Хакама II, аль-Андалус пережил период наивысшего подъёма культуры. Мусульманская Испания славилась своими богатыми книжными собраниями; развивалось искусство каллиграфии, формировалось профессиональное сообщество переписчиков. Обширную библиотеку собрал сам халиф аль-Хакам II; появились общедоступные библиотеки при мечетях.
В период халифата были созданы выдающиеся сочинения по истории аль-Андалуса – «Эмиры Андалуса» (или «Хроника мавра Расиса») Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази (ум. 955), «История завоевания Андалуса» Ибн аль-Кутийи; получил распространение биографический жанр (словари законоведов, судей, поэтов) – «Книга о судьях Кордовы» Мухаммада аль-Хушани (ум. 971 или 981), «Книга историй учёных мужей аль-Андалуса» Ибн аль-Фаради (962–1013). Правоведческая мысль развивалась в рамках школы маликизма, позиции которой в аль-Андалусе в этот период ещё более упрочились.
В конце 9 – первой четверти 10 вв. возникли новые поэтические жанры – мувашшах и заджаль (предполагал использование слов или целых строк на романсе). Выдающимся прозаическим произведением стало сочинение «Редкостное ожерелье» Ибн Абд Раббихи – своего рода антология литературы арабского Востока. Создавались труды по грамматике – «Книга надиктованного» выдающегося филолога и учителя аль-Хакама Абу Али аль-Кали (ум. 965), «Трактат о букве айн» Абу Бакра аз-Зубайди (ум. 989).
Развивались точные и естественные науки (труды математиков Масламы аль-Маджрити, Ибн ас-Самха), медицина (30-томная медицинская энциклопедия Абу аль-Касима аз-Захрави).
Среди самых известных архитектурных памятников Кордовского халифата – дворцовый комплекс Мадинат-аз-Захра, мечеть Кристо-де-ла-Лус в Толедо.