Водяное колесо
Водяно́е колесо́, древнейший гидравлический двигатель с лопастным рабочим органом, который приводится в действие энергией потока воды. Применялся в системах орошения Египта, Индии, Китая и других стран; в Древней Греции и Риме использовался на водяных мельницах. Наиболее раннее упоминание о водяном колесе для привода мельничных поставов (жерновов) в России относится к 1375 г.
Первоначально использовались т. н. гравитационные водяные колёса – верхненаливные и средненаливные, вращение которых обеспечивала вода, заполнявшая ковши-лопасти, расположенные с одной стороны от горизонтальной оси вращения колеса, и выливавшаяся с другой. Позднее появились динамические водяные колёса – нижнебойные и среднебойные, которые вращались под действием потока воды, натекавшей на плоские или изогнутые лопасти рабочего колеса. В первую очередь водяные колёса применялись на водяных мельницах, маслоотжимных установках и др., затем стали использоваться на лесопильных, бумагоделательных предприятиях, суконных и полотняных мануфактурах, рудниках, медеплавильных и других заводах. Диаметры колёс достигали 20 м, обеспечивалась мощность до нескольких десятков кВт. Например, во Франции в 1685 г. мастер Р. Салем соорудил установку из 13 колёс, которая приводила в действие 235 насосов, подававших воду на высоту 162 м к фонтанам Версаля и Марли («чудо Марли»). В России строились установки в основном для производственных целей. Так, в 1632 г. водяные колёса были установлены на р. Тулица для привода воздуходувок на металлургическом заводе. Крупнейшие и оригинальные установки были построены на Алтае К. Д. Фроловым. Процесс совершенствования конструкции водяных колес привёл к созданию высокоэффективных гидравлических турбин.