Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям
Конве́нция об ограниче́нии отве́тственности по морски́м тре́бованиям (Конвенция ООМТ), многосторонний международный договор, устанавливающий для государств-участников единые правила об ограничении ответственности по морским требованиям. Заключена 19 ноября 1976 г. в Лондоне, изменения внесены Протоколом от 2 мая 1996 г.
На февраль 2023 г. участниками Конвенции ООМТ являются 63 государства, чей общий валовый тоннаж флота составляет свыше 69 % от мирового.
Российская Федерация является участницей Конвенции ООМТ в соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 9-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года».
Во взаимоотношениях между участниками Конвенция ООМТ заменила Международную конвенцию об ограничении ответственности собственников морских судов (заключена в Брюсселе 10 октября 1957) (Словарь международного морского права. 1985. С. 97–98). Важной чертой Конвенции ООМТ является признание связи между ограничением ответственности и характером торгового мореплавания как деятельности особого рода.
Исторически институт ограничения ответственности судовладельцев возник в эпоху раннего Средневековья. В 8–9 вв. среди судовладельцев Испании, Греции, Франции и Италии распространился обычай ограничивать свою ответственность за ущерб, причинённый отправленным в море судном, стоимостью этого судна. Причиной, вызвавшей распространение обычая, стало стремление судовладельцев оградить себя от ответственности за разбойные и иные подобные действия экипажа в плавании.
Согласно Конвенции ООМТ сущность ограничения ответственности состоит в том, что в отношении ряда требований ответственность лица признаётся ограниченной определённой суммой независимо от фактического размера ущерба (Гуцуляк. 2017. С. 419).
К лицам, имеющим право ограничить свою ответственность, относятся собственники судов и спасатели. Под собственником судна понимается не только непосредственно сам собственник, но и фрахтователь, владелец и оператор морского судна. Спасатель – это лицо, предоставляющее услуги в прямой связи с операциями по спасанию.
Под ограничение ответственности согласно ст. 2 Конвенции ООМТ подпадают:
Требования, связанные со смертью или телесным повреждением либо с утратой или повреждением имущества (включая повреждение портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки), происшедшими на борту судна либо в прямой связи с его эксплуатацией или с операциями по спасанию, а также в отношении любого возникшего в результате этого последующего ущерба.
Требования в отношении ущерба, явившегося результатом задержки в перевозке морем груза, пассажиров или их багажа.
Требования в отношении ущерба, явившегося результатом нарушения любых прав, возникших не из договора, и причинённого в прямой связи с эксплуатацией судна или с операциями по спасанию.
Требования в отношении подъёма, удаления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или было покинуто; включая всё, что находится или находилось на борту такого судна.
Требования в отношении удаления, уничтожения или обезвреживания груза судна.
Требования в отношении лица, не являющегося ответственным за ущерб, вызванные мерами, предпринятыми для предотвращения или уменьшения ущерба, в отношении которого ответственное лицо может ограничить свою ответственность в соответствии с Конвенцией, и последующим ущербом, причинённым такими мерами.
Вместе с тем Конвенция ООМТ предусматривает и ряд исключений. Так, её положения не применяются:
К требованиям, вызванным спасанием, включая, если применимо, любое требование о специальной компенсации согласно ст. 14 Международной конвенции о спасании 1989 г. с поправками, или о взносе по общей аварии.
К требованиям относительно ущерба от загрязнения нефтью согласно Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. или любой поправке или любому протоколу к ней, которые находятся в силе.
К требованиям, подпадающим под любую международную конвенцию или национальное законодательство, регулирующие или запрещающие ограничение ответственности за ядерный ущерб.
К требованиям, предъявленным к собственнику ядерного судна относительно ядерного ущерба.
К требованиям служащих собственника судна или спасателя, обязанности которых связаны с судном или с операциями по спасанию, а также к требованиям их наследников, иждивенцев, или других лиц, имеющих право предъявлять их, если по законодательству, регулирующему трудовой договор между собственником судна или спасателем и такими служащими, собственник судна или спасатель не вправе ограничить свою ответственность по этим требованиям либо если он по законодательству может ограничить её только до суммы, превышающей сумму, предусмотренную Конвенцией ООМ (ст. 3).
Лицо, несущее ответственность, не имеет права ограничить свою ответственность, если доказано, что ущерб явился результатом его собственного действия или упущения, совершённого с намерением причинить такой ущерб или по самонадеянности и с сознанием, что такой ущерб, возможно, будет причинён (ст. 4).
Пределы ответственности по морским требованиям исчисляются в расчётных единицах. Это так называемые специальные права заимствования (СПЗ) – искусственная валюта, которая представляет собой международный резервный актив, созданный Международным валютным фондом в 1969 г. СПЗ могут обмениваться на свободно используемые валюты. Стоимость СПЗ определяется на основе «корзины» из пяти ведущих мировых валют, куда входят доллар США, евро, китайский юань, японская иена и фунт стерлингов. Пропорции, в которых валюты входят в «корзину», определяются удельным весом каждой валюты, который примерно соответствует доле страны в объёме мирового экспорта. Состав «корзины» пересматривается каждые 5 лет.
С учётом Поправок к Протоколу 1996 г. об изменении Конвенции ООМТ, вступивших в силу 8 июня 2015 г., пределы ответственности по морским требованиям таковы:
1) в отношении требований, вызванных смертью или телесным повреждением: 3,02 млн расчётных единиц – для судна вместимостью не более 2000 т;
2) для судна вместимостью, превышающей указанную выше, к сумме, указанной в подпункте «i», добавляется следующая сумма:
на каждую тонну от 2001 до 30 000 т – 1208 расчётных единиц;
на каждую тонну от 30 001 до 70 000 т – 906 расчётных единиц;
на каждую тонну свыше 70 000 т – 604 расчётные единицы;
3) в отношении любых других требований: 1,51 млн расчётных единиц – для судна вместимостью не более 2000 т;
4) для судна вместимостью, превышающей указанную выше, к сумме, указанной в подпункте «i», добавляется следующая сумма:
на каждую тонну от 2001 до 30 000 т – 604 расчётные единицы;
на каждую тонну от 30 001 до 70 000 т – 453 расчётные единицы;
на каждую тонну свыше 70 000 т – 302 расчётные единицы.
В отношении требований, вызванных смертью или телесными повреждениями пассажиров судна и возникших из одного и того же происшествия, пределом ответственности собственника этого судна является сумма в 175 000 расчётных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судовым свидетельством.
РФ практически полностью инкорпорировала правила о пределах ответственности судовладельца, установленные Конвенцией ОМТ, в главу XXI Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) «Ограничение ответственности по морским требованиям». Общие пределы ответственности по морским требованиям сформулированы в ст. 359 КТМ РФ.