Морская навигация
Морска́я навига́ция (лат. navigatio, от navigo – плыть на судне), 1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени, когда по климатическим условиям (уровень воды, ледовая обстановка и др.) и техническим средствам в конкретном месте (в данном порту, районе моря и т. п.) возможно судоходство (навигационный период). 3) Прикладная наука о судовождении, предметом изучения которой являются теоретические основы и практические методы безопасного вождения судов наивыгоднейшими путями при любых гидрометеорологических условиях и в любое время суток.
Начало морской навигации восходит к глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития. Основы современной морской навигации были заложены благодаря применению магнитной стрелки для определения курса судна (11 в.), составлению карт в прямой равноугольной цилиндрические проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретению в 19 в. механического лага. Новый этап в развитии морской навигации и штурманского дела открыло изобретение радиосвязи. В концу 19 – началу 20 вв. успехи в развитии физики способствовали созданию электронавигационных приборов и радиотехнических средств судовождения. В России первое учебное пособие по морской навигации составлено в 1703 г. преподавателем Школы математических и навигацких наук Л. Ф. Магницким.
Основная задача морской навигации – отыскание оптимальных безопасных маршрутов и определение параметров движения судна навигационными приборами и посредством навигационного оборудования с помощью спутниковых навигационных систем или традиционными методами геодезии и картографии. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская миля, а направлений – градус. Точность установления местоположения судна в морской навигации оценивают путём измерения и определения географических координат, направлений на поверхности и на море; применяются также системы деления горизонта, методы определения дальности и видимости горизонта и предметов. Для определения места судна в море используются как методы визуального наблюдения (по пеленгам и горизонтальным углам, по разновременным линиям положения и др.), так и радиотехнические средства (с помощью круговых радиомаяков и разностно-дальномерных радионавигационных систем, судовых радиолокационных станций, глобальных спутниковых систем навигации GPS и ГЛОНАСС). Графическое изображение пути судна на карте называется прокладкой курса судна. В морской навигации изучаются наиболее удобные для судовождения картографические проекции (цилиндрические, сферические, плоские и др.), на морских картах решаются задачи счисления пути судна с учётом его циркуляции и дрейфа (бокового смещения) при перекладке руля; для определения истинного направления движения судна учитывается земной магнетизм, прокладываются магнитные курсы и пеленги (углы между магнитным меридианом и линией курса судна), а также компасные направления, компасные курсы и пеленги. С конца 20 в. в морской навигации широкое применение получили электронные навигационные карты (растровые, цифровые) и картографические системы, включающие, помимо компьютера и специального программного обеспечения (в т. ч. базы данных для проведения навигационных расчётов, содержащей информацию об огнях и знаках, портах, приливно-отливных течениях, сезонных поверхностных течениях, климатических явлениях и др.), оборудование, позволяющее подключать к системе приёмоиндикаторы радионавигационных систем, радиолокационные станции, эхолот, лаг, компасы магнитные и др. Картографические системы позволяют автоматически выполнять счисление пути судна с нанесением траектории движения на электронную карту, проводить предварительную и исполнительную прокладки, уточнять курсовой угол и скорость судна, определять координаты с максимально возможной точностью, рассчитывать отклонения от линии пути, время прибытия, выполнять непрерывный контроль безопасности движения. Электронные карты, в отличие от бумажных, при работе в составе картографической системы позволяют получать автоматически значение пеленга, дистанции до любой точки, использовать базу данных для получения морской навигации и гидрометеорологической информации, выявлять вектор скорости и пути других судов.
Особый раздел морской навигации – обеспечение плавания судов в особых условиях (в стеснённых водах, в высоких широтах и во льдах, в условиях ограниченной видимости и т. п.), когда повышаются требования к точности судовождения и требуется более сложная навигационная подготовка к рейсу судна.