#Детали классической архитектурыДетали классической архитектурыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегДетали классической архитектурыДетали классической архитектурыНайденo 28 статейТерминыТермины ЦокольЦо́коль, подножие здания, памятника, колонны и пр., обычно несколько выступающее вперёд по отношению к верхним их частям. Придаёт зданию ощущение прочности и основательности, поэтому нередко обрабатывается рустом, профилями и т. д. Цоколь дал название цокольному этажу – нижнему этажу, оформленному как основание здания.Термины Архитектурный ордерАрхитекту́рный о́рдер, определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной несущей конструкции, их структура и художественное оформление. Схема, объединяющая тип колонны с определённым решением антаблемента, сложилась в Древней Греции в 7–6 вв. до н. э., но была осмыслена как цельная система только в эпоху Возрождения теоретиками архитектуры Л. Б. Альберти, А. Палладио, Дж. да Виньолой, Ф. Делормом и др.; широко применялась в архитектуре барокко, классицизма и неоклассицизма. Основные архитектурные ордера: дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер, тосканский ордер, композитный ордер.Термины Сима (в архитектуре)Си́ма (от греч. σιμός – полый, вогнутый), в античной архитектуре водоотводный жёлоб. Располагалась по краю скатов кровли: в торце сооружения – поверху наклонного карниза, отмечающего верхние границы фронтона, по продольным сторонам – вдоль нижнего (горизонтального) края кровли. В последнем случае имела отверстия, которые оформлялись скульптурными головами львов, собак, баранов, а также масками горгоны Медузы (горгонейонами): через их пасти дождевая вода стекала вниз.Термины Термальное окноТерма́льное окно́, большое полукруглое окно, разделённое стойками на три вертикальные части. Появилось в древнеримской архитектуре, типично в первую очередь для терм (которые и дали ему название), применялось в византийском зодчестве. В Новое время термальные окна стал вновь использовать А. Палладио; они характерны для сооружений палладианства. В зарубежной литературе также встречается название «диоклетианово окно» (от терм Диоклетиана в Риме).Термины АнтаблементАнтаблеме́нт, одна из трёх основных частей архитектурного ордера, его верхний, несомый компонент. Состоит, в свою очередь, также из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза.Термины РаскреповкаРаскрепо́вка, выступ стены, антаблемента или карниза. Раскреповкой, как правило, выделяются участки антаблемента, соответствующие колоннам, пилястрам и лопаткам.Термины АкантАка́нт, орнамент античного происхождения, повторяющий форму зубчатых листьев растений семейства акантовых (акант колючий, акант мягкий). Один из самых распространённых декоративных мотивов, постоянно использовавшийся с периода греческой классики до неоклассицизма 20 в. Листья и побеги аканта – неотъемлемые атрибуты капителей коринфского и композитного ордеров, используются также в декоре модульонов, акротериев, фризов, пилястр и др. Прослеживается в Древней Греции с середины 5 в. до н. э. (навершие стелы Джустиниани, около 460 до н. э., Старый музей, Берлин). В ордерной архитектуре впервые применён в коринфской капители храма Аполлона в Бассах (2-я половина 5 в. до н. э.).Термины ФустФуст (лат. fustis – дубина, палка), стержень (ствол) колонны. Может быть гладким или каннелированным, цельным или состоящим из барабанов. В средней части обычно имеет утолщение – энтазис.Термины Пальметта (орнамент)Пальме́тта (от франц. palmette – пальмовая ветвь), орнаментальный мотив, схематически изображающий пальмовую ветвь с веерообразно расходящимися листьями. При сохранении общей схемы допускает разнообразные варианты рисунка. Происходит из Древнего Египта, широко использовалась в архитектурном декоре, декоративно-прикладном искусстве и живописи Древнего Востока, Античности, Возрождения, классицизма.Инструменты и техники в искусстве и архитектуре Бриллиантовый рустБриллиа́нтовый руст, вид каменной кладки, при которой внешняя поверхность каждого блока обтёсана в форме низкой пирамиды (например, постройки конца 15 – начала 16 вв. Палаццо деи-Диаманти в Ферраре и Грановитая палата в Московском Кремле). С рустом в традиционном понимании не связан. 123