Дриё ла Рошель Пьер
Дриё ла Роше́ль Пьер (Pierre Drieu la Rochelle) (3.1.1893, Париж – 15.3.1945, там же), французский писатель, публицист.
Сын адвоката. Учился в Свободной школе политических наук (ныне Институт политических исследований; не окончил). Свои детство и юность описал в книге «Гражданское состояние» («État civil», 1921). Участник Первой мировой войны 1914–1918 гг.: рядовой, затем сержант пехоты; трижды ранен; награждён Военным крестом (1919). Военный опыт отразился в дебютном сборнике модернистских стихотворений «Допрос» («Interrogation», 1917) и в цикле написанных с долей сарказма реалистических новелл «Комедия Шарлеруа» («La Comédie de Charleroi», 1934; русский перевод под названием «Комедия войны», 1936); впечатления и переживания войны стали важной темой творчества писателя, ключом к пониманию характеров его героев. После демобилизации (1919) посвятил себя литературной деятельности, примкнул к дадаистам и сюрреалистам, влияние которых заметно в его втором (и последнем) поэтическом сборнике «В столовой» («Fond de cantine», 1920).
Проза Дриё ла Рошеля, создавшая ему репутацию классика французской литературы 20 в., насыщена автобиографическими и индивидуалистическими мотивами, отражает личный опыт и переживания писателя: романы «Мужчина, увешанный женщинами» («L’homme couvert de femmes», 1925), «Блеш» («Blèche», 1928), «Женщина у окна» («Une femme à sa fenêtre», 1929), «Блуждающий огонёк» («Le feu follet», 1931; экранизирован в 1963, режиссёр Л. Маль; приз Венецианского кинофестиваля, 1963), «Странное путешествие» («Drôle de voyage», 1933), «Мечтательная буржуазия» («Rêveuse bourgeoisie», 1937); сборники рассказов «Жалоба на неизвестного» («Plainte contre inconnus», 1924), «Дневник обманутого» («Journal d’un homme trompé», 1934) и др. Наиболее значительный роман – «Жиль» («Gilles»; издан с купюрами в 1939, полный текст опубликован в 1942; русский перевод 1997).
Главные герои прозаических сочинений – разочарованные, циничные и одновременно чувственные, готовые к самопожертвованию мужчины – представляют собой проекцию автора. Прототипами других героев и героинь становились его знакомые, возлюбленные, жёны [в первый раз был женат в 1917–1925 на Колетт Жерамек (1896–1970), во второй – в 1927–1933 на Олесе Сенкевич (1904–2002)]. Насыщенная эротикой проза писателя проникнута ощущением кризиса мужественности, распада современного буржуазного общества и семьи. При повторяемости сюжетных линий переносил действие отдельных романов в экзотическую обстановку Персии («Белукиа», «Beloukia», 1936), Боливии («Всадник», «L’homme à cheval», 1943). Изобразил жизнь оккупированной германскими войсками Франции в романе «Жертвенные собаки» («Les chiens de paille», 1944), центральные герои которого как защитники французских национальных ценностей противостоят голлистам, коллаборационистам и коммунистам.
В публицистике Дриё ла Рошеля отражена эволюция его общественно-политической позиции. После 1-й мировой войны придерживался антивоенных, антикапиталистических, антибуржуазных взглядов, симпатизируя коммунистам и националистам «Аксьон франсез» как революционерам и идейным борцам против «реакции»: сборники статей «Масштаб Франции» («Mesure de la France», 1922), «Продолжение в идеях» («La suite dans les idées», 1927). Во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х гг. выступал пропагандистом панъевропеизма: книги «Молодой европеец» («Le jeune Européen», 1927), «Женева или Москва» («Genève ou Moscou», 1928), «Европа против отечеств» («L’Europe contre les patries», 1931). После политического кризиса 6 февраля 1934 г. объявил себя фашистом, понимая фашизм как антибуржуазное и национальное революционное движение: сборники «Фашистский социализм» («Socialisme fasciste», 1934; русский перевод 2001), «Политическая хроника. 1934–1942» («La chronique politique. 1934–1942», 1943, части 1–2), «Заметки для понимания эпохи» («Notes pour comprendre le siècle», 1939; опубликован в 1941). Примкнул к антикоммунистической Французской народной партии Ж. Дорио: «Дорио, жизнь французского рабочего» («Doriot ou la vie d’un ouvrier français», 1936), «Вместе с Дорио» («Avec Doriot», 1937). С 1940 г. выступал за сотрудничество с Германией в деле создания единой «новой Европы»: «Политическая хроника. 1934–1942» (части 4–5), «Европейский француз» («Le Français d’Europe», 1944). Разочаровавшись в А. Гитлере как объединителе Европы, с 1943 г. проявлял симпатии к СССР. Незадолго до освобождения Парижа, 11 августа 1944 г., совершил попытку самоубийства; был спасён К. Жерамек и спрятан у её знакомых. Когда узнал из газет о начале следствия против него по обвинению в коллаборационизме, покончил с собой, приняв большую дозу снотворного и отравившись газом.
Публикация в 1992 г. «Дневника. 1939–1945» («Journal. 1939–1945», русский перевод 2000), отразившего сложную эволюцию политических взглядов Дриё ла Рошеля и его негативное отношение ко многим современникам, стала сенсацией во Франции.
Среди других произведений – пьесы «Шарлотта Корде» и «Вождь» («Charlotte Corday», «Le chef», изданы одной книгой в 1944), неоконченный роман «Мемуары Дирка Распе» («Mémoires de Dirk Raspe», опубликован в 1966). Проза писателя часто переиздаётся.