Когнитивное бессознательное
Когнити́вное бессозна́тельное (англ. cognitive unconscious), в когнитивной психологии – сумма познавательных процессов и явлений, протекающих без осознания. Примеры: имплицитная память, имплицитное научение, подпороговое восприятие. Противопоставляется бессознательному в психоаналитическом понимании.
Происхождение понятия
Термин популяризирован Дж. Кильстрёмом в обзорной статье 1987 г. (Kihlstrom. 1987) для описания корпуса экспериментальных результатов, демонстрирующих, что значительная часть познавательных процессов человека, таких как память, научение, восприятие, мышление, протекает без участия сознания. Некоторые исследователи (Velmans. 1991; Аллахвердов. 2000; Edelman. 2013) заявляют, что загадкой является не бессознательное познание, а роль сознания в этих процессах.
Представление о неосознаваемых когнитивных процессах значительно старше. О них писал в начале 19 в. философ И. Ф. Гербарт (Гербарт. 2007). Г. Гельмгольц развивал теорию о бессознательных умозаключениях, позволяющих делать вывод об объектах внешнего мира с помощью неосознаваемых процессов обработки информации. П. Жане и З. Фрейд описывали также когнитивные процессы, протекающие без участия сознания. При этом Фрейд отводил эмоциональным и мотивационным процессам решающую роль в динамике перемещения представлений между сознанием и бессознательным. В современной когнитивной психологии рассматривается только внутренняя логика решения познавательной задачи для описания того, почему одни представления осознаются, а другие нет.
В 1970 г. Ж. Пиаже выступил в Американском психоаналитическом обществе с докладом «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное», подчеркнув сходства и отличия понятия бессознательного в психоанализе и в когнитивной психологии (Piaget. 1973). Таким образом, понятие «когнитивное бессознательное» появилось в научной дискуссии довольно давно, однако устойчивым термином стало в конце 1980-х гг.
Содержание понятия
В то время как психоанализ делал акцент на содержание психики, относящееся к личности человека, когнитивная психология концентрируется на познавательных процессах и роли сознания в них.
Самым очевидным проявлением когнитивного бессознательного является потенциально осознаваемая информация, которая в данный момент не актуализирована в сознании (например, имя или домашний адрес), однако понятие «когнитивное бессознательное» чаще всего применяется к неосознаваемым процессам, которые участвуют в познавательной деятельности сами по себе.
В понятие «когнитивное бессознательное» входят разнообразные когнитивные процессы. Имплицитная память – это процесс усвоения, хранения и извлечения информации без её осознания. Извлечение информации происходит не прямым путём, а проявляется через предпочтение или через генерацию в подходящих условиях. Например, виденное ранее лицо будет восприниматься как более привлекательное, даже если человек не помнит, что вообще видел его, – потому что его образ хранится в имплицитной памяти (Zajonc. 1968).
Родственный имплицитной памяти процесс – имплицитное научение. Это процесс усвоения информации о закономерностях в окружающей среде без участия сознания. Таким образом, часть когнитивного бессознательного представлена знаниями о взаимосвязях между явлениями в окружающей среде. Такими знаниями могут быть навыки (например, езда на велосипеде) или экспертное знание (умение быстро определить качество товара на рынке).
Некогда осознанные, но теперь автоматизированные навыки, не требующие сознательного контроля, также можно отнести к когнитивному бессознательному, т. к. они работают без участия сознания и сознательный доступ к ним часто ограничен. Например, навык печати на клавиатуре или давно разученные движения танца.
Следующий феномен, относящийся также к когнитивному бессознательному, – подпороговое восприятие. Он заключается в способности воспринимать перцептивную (зрительную, слуховую и др.) информацию, предъявленную ниже порога осознанного восприятия. Известны феномены подпорогового прайминга: ускорение идентификации стимула, следующего за сходным по какому-то признаку подпорогово предъявленным стимулом (праймом). Например, если предъявить человеку слово «чашка» на 16 мс (что будет восприниматься просто как короткая вспышка), последующее опознание предъявленного в нормальных условиях слова «чашка» будет быстрее. Ускорится и опознание семантически связанных с праймом слов, например «чай», «кофе», «посуда» (Kouider. 2007).
В отдельную категорию стоит вынести социальный прайминг. Это влияние осознанно воспринятой информации (прайма) на принятие последующих решений без осознания связи между праймом и последующим решением. Например, в одном исследовании было показано, что, если вы держите тёплую чашку, когда видите человека, вы оцениваете этого человека в среднем как более доброжелательного (Williams. 2008) (но см. также раздел «Критика»).
Имплицитные предпочтения и аттитюды (отношения к различным людям, объектам или явлениям) могут быть также неосознанными, составляя часть когнитивного бессознательного. Например, объект, который человек видел несколько раз, будет восприниматься как более приятный, чем новый схожий объект (Zajonc. 2001).
Экспериментальные исследования мышления, а также данные об истории научных открытий показывают, что приход к решению задачи часто предваряется отвлечением сознания от задачи (т. н. фаза инкубации). А. Дейкстерхёйс в ряде исследований демонстрировал, что решения, предваряемые размышлениями, оказываются хуже, чем решения, перед которыми испытуемых отвлекали от целевой задачи на короткое время. Он назвал это бессознательным мышлением (Dijksterhuis. 2006).
Согласно многочисленным исследованиям, сознание и когнитивное бессознательное обладают различным нейрофизиологическим субстратом. Например, предполагается, что память, позволяющая сознательно извлечь информацию, обеспечивается системой медиальной височной доли коры больших полушарий. Имплицитная же память обеспечивается другими мозговыми структурами, такими как базальные ганглии (например, хвостатое ядро) (Squire. 2015).
Критика
Предполагаемые процессы, составляющие содержание когнитивного бессознательного, широко критиковались с момента появления этого термина. Основная критика приходится на недостаточно надёжные доказательства того, что исследуемые процессы протекают действительно неосознанно (Shanks. 1994; Newell. 2014). Например, ряд учёных полагает, что в исследованиях, демонстрирующих имплицитное научение, испытуемые осознают усвоенные закономерности, но экспериментаторы не могут зафиксировать это используемыми методами исследования. Такая же критика высказывалась и по отношению к понятию подпорогового восприятия. Проблема надёжного измерения осознания остро стоит в этой области исследования. Исследования социального прайминга критикуются сильнее всего из-за того, что результаты экспериментов в этой области часто не воспроизводятся в повторных исследованиях (Chivers. 2019). Многие исследователи предполагают, что когнитивное бессознательное существует, но его роль в познании сильно ограничена. Так, под впечатлением от объёма познавательных процессов, которые могут протекать неосознанно, в конце 1980-х гг. когнитивное бессознательное называли «умным». Но со временем многие исследователи, не отрицая влияния неосознаваемых процессов на познание, считали когнитивное бессознательное скорее «глупым», чем «умным» (Loftus. 1992).