Прайминг
Пра́йминг (от англ. prime – инструктировать заранее, давать предшествующую установку), в когнитивной психологии в широком смысле слова прайм – это любое событие, предшествующее по времени другому событию и закономерно на него влияющее либо так или иначе его подготавливающее. Подобная трактовка термина получила широкое распространение в связи с экспериментальным изучением неосознаваемых психических процессов в когнитивной психологии и нейронауках. В частности, в экспериментальных парадигмах простой экспозиции, семантическом прайминге, эмоциональном прайминге, бессознательной семантической активации, бессознательной психодинамической активации, в психофизиологических исследованиях с применением методов вызванных потенциалов и событийной магнитно-резонансной томографии и т. п.
В отечественной психологии обсуждение этого класса явлений началось сравнительно недавно. Разные авторы используют различные термины как аналоги термина «прайм». Предлагались такие варианты перевода, как «преднастройка» (Величковский. 2006), «эффект предшествования» (Дормашев. 1995), «семантическая установка», «неосознаваемая смысловая установка» (Гусев. 2007). По мнению М. В. Фаликман и А. Я. Койфман (Фаликман. 2005. № 3, № 4), ситуация в науке вокруг термина «прайминг» осложнилась его двоякой трактовкой: 1) как само воздействие, т. е. методический приём (эффект «преднастройки»), влекущий за собой более точное и быстрое решение задачи в отношении аналогичного воздействия; 2) как результат непредвиденного воздействия в обыденной жизни или применения приёма в эксперименте («эффект предшествования») – качественное или количественное изменение параметров реакции человека в ответ на появление объекта, с которым или сходным с ним объектом он незадолго до этого встречался, по сравнению с реакцией на впервые появившийся объект. Традиционно в прайминг-эффектах подчёркивается ведущая роль систем памяти (от сенсорной до долговременной), тогда как понятие установки соотносится с формированием готовности действовать в определённом направлении. Но это разделение условно, поскольку установка тоже хранится в памяти.
На прайминг-эффекте или эффекте предшествования основана одна из моделей экспериментального изучения неосознаваемых когнитивных процессов. Приём заключается в регистрации влияния, как правило, неосознаваемого (маскированного или при отвлечении внимания) стимула на последующие результаты решения когнитивных задач, эмоциональные или даже поведенческие реакции испытуемого. Объект (слово или изображение), предшествующая встреча с которым приводит к изменению способности человека взаимодействовать с идентичным или сходным объектом, называется праймом. Стимул, следующий за праймом, на предъявление которого измеряется скорость и точность реакции, называют «тестовым», или «целевым», стимулом. Например, влияние прежнего контекста оценивается через скорость и точность опознания связанных с ним стимулов: после предъявления слова «медсестра» быстрее будет опознано слово, по смыслу связанное с ним (например, «укол»), чем не связанное (например, «молоток»). В первом случае говорят о конгруэнтности, во втором – о неконгруэнтности прайма целевому стимулу.
«Маскером» или «маской» (mask) называется стимул, который, будучи предъявленным до, после или до и после прайма, ухудшает осознание прайма за счёт перцептивной инерции или интерференции (т. е. с его помощью достигается эффект неосознания стимула). Если маскер предъявляется до прайма – говорят о прямой маскировке, если после – об обратной. Во многих исследованиях в качестве обратной маски используется сам целевой стимул. Предположительно, эффект прямой маскировки состоит в отвлечении внимания, а обратной – в стирании перцептивного следа из иконической памяти или, шире, сенсорного регистра.
Большее количество попыток стимуляции связаны с её более сильным эффектом, но прайминг-эффект можно ожидать даже тогда, когда проведено лишь несколько испытаний. Эффекты маскировки могут быть в любой перцептивной модальности. О временных ограничениях зрительного восприятия, связанных с последовательной маскировкой, можно говорить в диапазоне от 0 до 300 мс. Продолжительность прайма также модерирует размер прайминг-эффекта: он уменьшается с уменьшением продолжительности прайма. Тем не менее обнаружены значительные размеры эффекта, даже если продолжительность прайма была очень короткой (Van den Bussche. 2009; Яньшин. 2012; Яньшин. 2015).
Экспериментально наблюдаемый эффект подпорогового семантического прайминга очень мал – существенно меньше, чем при осознаваемом прайминге. Однако при «невнимательном прайминге» (достаточно длительном, чтобы быть замеченным, но с отвлечением от него внимания) семантический эффект существенно выше. А при «мерцающем» внимании, когда физические свойства стимула позволяют его хорошо различать, но вторичная задача полностью отвлекает на себя внимание испытуемого, влияние прайма может практически не отличаться от осознаваемого влияния. Это позволило сформулировать концепцию трёх видов обработки семантической информации: подпороговом (subliminal), предсознательном (supraliminal but unattended) и осознанном (supraliminal and attended) (Kouider. 2007). Возможность неосознаваемой семантической обработки целых фраз в настоящее время большинством исследователей подвергается бо́льшему сомнению. Очень сложно доказать, что результат вызван именно смыслом всей фразы, а не отдельных слов или буквенных сочетаний. Но есть ряд доказательств и такой возможности (Weinberger. 1990; Motivation, Decision Making, and Consciousness. 2007 и др.).