Классическое образование
Класси́ческое образова́ние, исторически сложившийся тип общего образования, предусматривающий систематическое изучение древних языков и математики в качестве основных учебных предметов. Для него характерны определённые принципы отбора учебного материала, структура и содержание образования, основанные на изучении латинского и древнегреческого языков, греко-римской литературы.
Классическое образование за рубежом
Древние языки (латынь и греческий) были положены в основу классического образования, поскольку античная культура признавалась эллинами и римлянами единственно цивилизованной в окружении непросвещённого варварского мира. Изучение классической античной литературы начиналось с текстов выдающихся ораторов, полководцев, государственных и общественных деятелей. Так, образцовыми учебными текстами на латинском языке были труды и речи Гая Юлия Цезаря, Катона Старшего, Цицерона, а на греческом – произведения Аристотеля, Ксенофонта, Платона, Плутарха.
В период системного кризиса поздней Античности и становления культуры Средневековья происходило формирование первых структурных элементов системы классического образования, в том числе вводилось предметное обучение семи свободным искусствам. Основание первого университета в Болонье и создание городских латинских школ послужило мощным стимулом для дальнейшего развития системы классического образования в период европейского Возрождения.
Ренессансное образование как закономерный этап исторически непрерывной классической педагогической традиции, начавшейся в эпоху Античности, сменило схоластическое образование, трансформировало идеологию, тип школьной организации, структуру и содержание образования, завершило переход от теоцентризма к антропоцентризму. Гуманисты эпохи Возрождения выступали за воспитание вдумчивого, активного, самостоятельно и критически мыслящего человека, боролись против рудиментов средневекового школьного наследия: формализма в обучении, стереотипности мышления, догматизма и зубрёжки.
В 1538 г. впервые была разработана полноценная программа классического образования, автором которой стал педагог и организатор образования И. Штурм. Программа предназначалась для реформированной им латинской школы Страсбурга, получившей новое название – гимназия. Штурм разработал учебный план, устав, методические рекомендации по преподаванию древних языков, опубликовал труды классических авторов, учебные тексты по риторике и методические пособия, использующиеся в процессе обучения. В целях контроля успеваемости и посещаемости для учащихся были введены дневники. В преподавании древних языков главное внимание уделялось грамматике, а также форме и стилю речи. Ведущими задачами гимназического процесса были определены: изучение искусства мудрого и красноречивого благочестия, приобретение навыков убедительно излагать свои мысли на публике, самостоятельно составлять речи на заданную тему в стиле Цицерона. Опыт страсбургской гимназии И. Штурма явился образцом для подражания в деле школьного строительства европейских средних учебных заведений.
Новая веха в процессе развития классического образования началась в эпоху Просвещения. Политика ведущих европейских держав, направленная на создание государственных систем управления образованием, способствовала выработке перспективных стратегий развития сети классических учебных заведений. Заинтересованность в образованных и профессионально подготовленных кадрах привела к значительному увеличению числа общеобразовательных школ, обновлению содержания классического образования. Были изменены учебные планы классических школ, в них включили современные национальные языки (родные и иностранные), точные и естественно-научные дисциплины. Доминировала классно-урочная система обучения, теоретическое обоснование которой дал Я. А. Коменский.
Обучение в классической школе стало рассматриваться как необходимая подготовка к получению высшего образования. Классическое образование приняло тот вид, который сохраняло вплоть до начала 20 в.
В 20 в. классическое образование в его традиционном формате фактически перестало существовать. Число классических школ значительно уменьшилось, а содержание образования в оставшихся было пересмотрено в пользу увеличения объёма точных и естественно-научных предметов.
Классическое образование в России
Значительную роль в процессе распространения классической системы образования в России сыграли православные братства, сформировавшиеся на территории Великого княжества Литовского и Польши. Во второй половине 16–17 вв. они создавали братские школы, в которых преподавались древние языки. На территории России по образцу братских школ возникли школа при Андреевском монастыре (1648, основана по инициативе Ф. М. Ртищева), школа при Заиконоспасском монастыре (1664, возглавлялась С. Полоцким), Типографская школа (1681). Большое значение для популяризации и распространения системы классического образования имели высшие учебные заведения: Киево-Могилянская академия (1632) и Славяно-греко-латинская академия (1685). Кроме древних языков в этих учебных заведениях преподавались семь свободных искусств и богословие.
Реформы Петра I дали стимул развитию классического образования в России в светском и прагматическом формате. При ближайших преемниках царя-реформатора были открыты первые классические гимназии: Академическая гимназия при Петербургской академии наук (1726), при Московском университете (1755) и первая провинциальная в Казани (1758). Эти учебные заведения сочетали в себе признаки классического и реального типов образовательной деятельности.
В 19 в. классическое гимназическое образование стало рассматриваться как необходимая ступень для успешного обучения в университете.
Согласно «Уставу учебных заведений, подведомых университетам» (1804) создавалась прогрессивная для своего времени единая система начальных и средних учебных заведений. Первым уровнем обучения были объявлены приходские училища, вторым – уездные училища, третьим – гимназии. Основой гуманитарного классического образования в гимназиях стали латинский, немецкий и французский языки, история (включая мифологию), география, начальный курс философии, изящные искусства.
«Устав гимназий и училищ, уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» (1828) установил жёсткие сословные ограничения, строгую дисциплину, вводил древнегреческий язык и Закон Божий.
В 1849 гг. были приняты изменения к гимназическому уставу 1828 г. Гимназическое образование стало более рациональным и практичным, поскольку классицизм стал трактоваться как идейный источник опасных республиканских воззрений. Гимназии разделили на следующие подтипы: с латинским языком, для готовящихся к поступлению в университет; без латыни, для готовящихся к государственной службе; с законоведением, для готовящихся к государственной службе; с углублённым изучением латыни и греческого.
«Уставом гимназий и прогимназий» (1864) были предусмотрены следующие типы гимназий: классические гимназии с двумя древними языками; классические гимназии с латинским языком; реальные гимназии без древних языков, но с естествознанием и физикой в полном объёме, позднее преобразованные в реальные училища, что фактически означало окончательное размежевание реального и классического образования. В учебные планы гимназий вводились гимнастика и пение, исключалось законоведение и увеличивались часы на Закон Божий.
«Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения» (1871) носил ярко выраженный консервативный характер. Он утвердил единственным типом гимназии семиклассную (позднее восьмиклассную) классическую гимназию, в которой на древние языки отводилось около 40 % учебного времени и был увеличен объём преподавания математики. Эти изменения привели к перегрузке гимназистов учебными знаниями, в том числе второстепенными и ненужными для практической жизни, вследствие чего значительное распространение получило такое явление, как второгодничество с сопутствующим отчислением из учебных заведений.
С 1860-х гг. 19 в. развернулась борьба между сторонниками двух магистральных направлений общего образования – классического и реального. Классическое образование активно поддерживалось консерваторами (И. Д. Делянов, Д. И. Иловайский, М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, Д. А. Толстой и др.). Последовательными критиками классического вектора развития системы образования выступали А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский и др.
В начале 20 в. было сокращено число часов, отводимых на изучение латинского языка, а греческий язык перестал преподаваться в большинстве гимназий. Революционные преобразования после октября 1917 г. окончательно упразднили систему классических учреждений, и в стране установилась единая государственная общеобразовательная трудовая школа (1917–1991). Преподавание древних языков велось только в системе высшего образования СССР.
В конце 20 в. началось постепенное возрождение классического образования в России. Во вновь созданных классических гимназиях преподавались латинский и греческий языки, античная литература. Наряду с ними обязательными базовыми учебными предметами являлись математика, русский язык, литература, биология, физика, химия, география и др. Изучались также два современных иностранных языка. Однако широкого распространения практика преподавания древних языков в средних общеобразовательных учреждениях не получила.
Классическое образование отражает концепцию формального образования. До сих пор ведутся научные дискуссии о том, что главное в содержании образования: развитие интеллекта, воли, чувств обучающихся (ориентация на формальное образование) или практические знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни (ориентация на материальное образование).