Классно-урочная система
Кла́ссно-уро́чная систе́ма обучения, организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы в соответствии с возрастом и уровнем подготовки, а основной формой обучения является урок. Класс на протяжении длительных периодов обучения (одного года или нескольких лет) сохраняет свой состав. Класс работает в соответствии с постоянным расписанием, составленным на основе учебного плана, уроки начинаются в одно и то же время и длятся одинаковые промежутки времени (обычно 40–45 мин). Ведущая роль на уроке принадлежит учителю. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты.
Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам. Утверждение классно-урочной системы обучения связывают с деятельностью страсбургской школы И. Штурма (1538). Классно-урочная система обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиях. В 1520–1530 гг. применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое обоснование классно-урочной системе обучения дал Я. А. Коменский. В 16 в. классно-урочная система обучения применялась в братских школах Украины и Белоруссии; во 2-й половине 18 в. широко распространилась в школах России. Развитие классно-урочной системы обучения в России в 19 в. связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского.
Среди достоинств классно-урочной системы обучения выделяются: чёткая организационная структура, обеспечивающая упорядоченность и возможность планирования всего учебно-воспитатательного процесса; простота управления познавательной деятельностью учеников, формирование устойчивой обратной связи, постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся; экономичность обучения, связанная с тем, что учитель работает одновременно с достаточно большой группой учеников; удобство нормативного регулирования органами управления образованием деятельности учителя и осуществления контроля качества школьного образования. Недостатками классно-урочной системы обучения являются: ориентация на среднего ученика, что задерживает развитие способностей одарённых учащихся и создаёт психологический дискомфорт для менее способных; трудность учёта индивидуальных особенностей учащихся, организации индивидуальной работы с ними на уроке. Классно-урочная система обучения не предоставляет достаточно возможностей для общения учащихся одного класса между собой, а также учащихся разного возраста. На уроке ученики не имеют возможности обучаться в своём собственном темпе, глубоко погрузиться в изучение материала, т. к. урок имеет определённую длительность и в условиях классно-урочной системы обучения происходит частая смена учебных предметов в течение учебного дня.
В истории образования было много попыток совершенствования классно-урочной системы обучения. В 1791–1798 гг. священник Англиканской церкви Э. Белл (1753–1832) и учитель Дж. Ланкастер независимо друг от друга разработали белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце19 в. в США появилась т. н. батовская система обучения, сочетающая коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками. Одновременно в Европе была создана мангеймская школьная система. В 1960–1970-е гг. в США действовал план Трампа – форма обучения с использованием лекций (40 % учебного времени), групповых (20 %) и индивидуальных (40 %) занятий.
Совершенствование классно-урочной системы обучения ведётся в направлении дополнения уроков проектной деятельностью учеников, широкого использования дискуссий, групповой работы на уроке, практикумов. В старших классах также привлекаются элементы лекционно-семинарской системы. Широко используется самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в том числе электронными. Для усиления индивидуального подхода применяется дифференцированное обучение – разделение учащихся на группы в соответствии с их интересами, способностями, профессиональными намерениями. В некоторых общеобразовательных учреждениях вводится обучение по индивидуальным учебным планам, что предполагает создание групп учащихся переменного состава на занятиях по различным учебным предметам.