Ушинский Константин Дмитриевич
Уши́нский Константи́н Дми́триевич [19.2(2.3).1823, Тула – 22.12.1870 (3.1.1871) / 21.12.1870 (2.1.1871), Одесса; похоронен в Киеве], российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 гг. профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 гг. служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 г. преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 г. инспектор Смольного института; провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. В 1862 г. из-за доноса был вынужден выехать за границу, до 1867 г. жил главным образом в Швейцарии, изучая постановку школьного дела и женского образования.
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Его идея народности предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение на родном языке и равный доступ к обучению детей обоего пола.
Воспитание Ушинский рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного («преднамеренного») воспитания, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл «антропологическими», – философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Связи этих наук с педагогикой наиболее полно раскрыты им в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868–1869). В развитии человека решающую роль отводил исторической преемственности человеческих поколений. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к умственному и физическому труду как высшей форме человеческой деятельности.
В понимании Ушинским нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании отводил одно из главных мест патриотизму. Его система нравственного воспитания ребёнка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного влияния учителя, на «разумной деятельности ребёнка».
Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. Дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учёта и развития в процессе обучения. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, стимулированию активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. Ушинский ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти своё место в жизни.
В содержании общего образования Ушинский отводил большое место естественно-научным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классицистической его ориентации. Значительное внимание Ушинский уделял родному языку. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны.
Ушинский утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого Ушинский возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки.