Литература Китая 20–21 вв.
Литерату́ра Кита́я 20–21 вв. В начале 20 в. возникли дискуссии о месте прозы в литературном процессе, высказывались предложения об усилении её роли. Лян Цичао ввёл в прозе облегчённый «новый стиль» и пропагандировал жанр политического романа. В 1910-х гг. традиционная китайская проза претерпела жанровые и тематические изменения: обличительные романы уступили место детективной, любовной и исторической прозе, в литературное творчество начали вовлекаться женщины. Однако подлинное обновление литературы произошло лишь в ходе т. н. литературной революции, началом которой стала публикация в 1917 г. в журнале «Новая молодёжь» («Синь циннянь», 新青年) статьи Ху Ши «Наброски относительно реформы литературы» («Вэньсюэ гайлян чуи», 文学改良刍议), утверждавшей, что языком литературы должна стать разговорная речь, а критерием художественности – правдивость изображаемого. Первыми образцами новой литературы стали рассказ «Дневник сумасшедшего» («Куанжэнь жицзи», 狂人日记, 1918) Лу Синя, комедийная пьеса «Главное дело жизни» («Чжун шэнь да ши», 终身大事,1919) и поэтический сборник «Опыты» («Чанши цзи», 尝试集, 1920) Ху Ши. Подъём национального самосознания, вызванный движением «4 мая», привёл к появлению около 400 газет и журналов на разговорном языке. Ведущее место заняла проза, основным жанром которой стал рассказ (творчество Лу Синя, Бин Синь, Е Шэнтао, Ван Тунчжао). В поэзии (Бин Синь, Кан Байцин, Шэнь Иньмо и др.) произошёл отказ от рифмы, популярность приобрёл верлибр. Драма начала отходить от традиций китайской драматургии и осваивать принципы западного театра (пьесы Дин Силиня, Хун Шэня, Тянь Ханя).
В 1921 г. в Пекине было создано Общество изучения литературы, члены которого (в том числе Чжоу Цзожэнь, Шэнь Яньбин, Е Шэнтао, Сюй Дишань, Ван Тунчжао) тяготели к критическому реализму. Участники организованного тогда же китайскими студентами в Токио общества «Творчество» (Го Можо, Юй Дафу, Чэн Фанъу, Чжан Цзыпин, Тянь Хань и др.) писали в русле европейского романтизма и модернизма.
В 1927–1937 гг. ведущее положение занимала литература марксистской ориентации, представленная сначала обществом «Солнце» (1927–1930), а с 1930 г. Лигой левых писателей (лидер – Лу Синь). Цзян Гуанцы, Мао Дунь, Дин Лин, Чжан Тяньи, Ся Янь и другие писатели восприняли марксистские взгляды на искусство, заимствовали опыт русской и советской литературы. Одновременно развивалась литература, направленная на пробуждение национального духа и поддерживаемая Гоминьданом (поэзия Ван Пинлина, Хуан Чжэнься, Шао Сюньмэя; проза Ли Цзаньхуа, Вань Гоаня). За свободу в выборе тем и независимость от политики выступали писатели-либералы: в конце 1920-х гг. – члены общества «Новолуние» (1923–1933; Сюй Чжимо, Лян Шицю, Ху Ши, Вэнь Идо и др.); в 1930-е гг. – пекинская группа (Шэнь Цунвэнь, Чжу Гуанцянь, Ли Цзяньу), шанхайские писатели-модернисты (Е Линфэн, Ши Чжэцунь, Лю Наоу, Му Шиин) и писатели-юмористы, возглавляемые Линь Юйтаном. В этот период были созданы романы Ба Цзиня, Лао Шэ, Мао Дуня, эпические поэмы Цзан Кэцзя и Ай Цина, многоактные пьесы Цао Юя и Ся Яня.
Отличительные особенности литературы 1937–1945 гг. – агитационная направленность, дух оптимизма и героизма. В этот период широко использовались сказы, частушки, песни, театральные представления. Получил развитие жанр документальной прозы, появились новые жанры в поэзии: стихи, предназначенные для декламации и для украшения стен. В литературе районов, подконтрольных Гоминьдану, в начале 1940-х гг. главными темами стали коррупция, моральное разложение чиновников, террор спецслужб и предательство национальных интересов (романы Мао Дуня, Лао Шэ, Ша Тина; пьесы Го Можо, Дин Силиня); значительное место занял жанр политической сатиры. Заметными явлениями стали проза Лу Лина, Ло Биньцзи, Яо Сюэиня, У Минши, Хуан Гулю; поэзия Юань Шуйпо, Цзоу Дифаня, Ша Оу; драматургия У Цзугуана, Юань Цзюня, Сун Чжиди. Литература «освобождённых районов» (территорий, в период Гражданской войны в Китае 1927–1937 гг. освобождённых от власти Гоминьдана и перешедших под контроль Коммунистической партии Китая, КПК) следовала установкам, сформулированным Мао Цзэдуном в 1942 г.: она должна была служить интересам рабочих, крестьян и солдат и использовать привычные им художественные формы. Примером сочетания традиций народной и новой литературы стало творчество Чжао Шули и Чжоу Либо, писавших о преобразованиях в китайской деревне. В прозе Сунь Ли, Лю Байюя, Цю Дунпина, Ма Фэна, Кун Цзюэ и Юань Цзин на первый план выведена армейская проблематика. В поэзии раскрылись таланты Ай Цина, Тянь Цзяня, Кэ Чжунпина, Хэ Цифана, Жуань Чжанцзина, Ли Цзи. Хэ Цзинчжи и Дин И создали текст одного из самых значительных произведений левого искусства – музыкальной драмы «Седая девушка» («Бай мао нюй», 白毛女, 1945). В период народно-освободительной войны 1946–1949 гг. в «освобождённых районах» выделялось творчество Чжоу Либо, Дин Лин, Цао Мина. Среди писателей, которые жили на территориях, управляемых Гоминьданом, всё более остро звучала критика режима Чан Кайши (произведения Шэнь Цунвэня, Ван Тунчжао, Ба Цзиня, Дин Силиня).
После создания Китайской Народной Республики (КНР) (1949) некоторые литераторы (Лао Шэ, Ба Цзинь, Цао Юй) добровольно отказались от творческой независимости и приняли принцип партийности литературы; другие (Шэнь Цунвэнь, Цянь Чжуншу) перестали писать. В эмиграцию в Гонконг и на Тайвань отправилось незначительное число писателей, но среди них были такие крупные фигуры, как Ху Ши, Линь Юйтан, Лян Шицю, Чжан Айлин и Линь Хайинь. Значительное влияние на литературную жизнь Китая оказала советская литература. В 1950-х гг. темы и сюжеты литературы КНР в основном ограничивались тремя областями: воспевание социалистических преобразований (проза Чжао Шули, Ма Фэна, Ли Чжуня, Цао Мин, Чжоу Либо, Лэй Цзя, поэмы Ли Цзи и Жуань Чжанцзина и др.), прославление революционного прошлого КПК (романы Лю Байюя, Сунь Ли, Ду Пэнчэна, Чэнь Дэнкэ, Кун Цзюэ и Юань Цзин, поэзия Кэ Чжунпина и др.), описание подвигов китайских солдат, оказывавших помощь корейскому народу в борьбе с американской агрессией в ходе Корейской войны 1950–1953 гг. (проза Вэй Вэя, Лу Лина, Лао Шэ, стихи Тянь Цзяня и др.). Особое место занимала тема дружбы китайского и советского народов (поэзия Го Можо, Ай Цина, Цзан Кэцзя, Цзоу Дифаня и др.). В конце 1950-х гг. окончательно утвердилось подчинение литературы политике, на смену социалистическому реализму пришёл метод «сочетания революционного реализма и революционного романтизма».
В период «культурной революции» 1966–1976 гг. репрессиям подверглись почти все профессиональные писатели, литературная жизнь КНР практически остановилась, единственной разрешённой формой искусства оставались 10 «образцовых революционных спектаклей», пропагандировавших идеи Мао Цзэдуна. Кроме того, популяризировалась поэзия самого Мао Цзэдуна. В начале 1970-х гг. часть репрессированных писателей была реабилитирована, стали выходить несколько литературных журналов.
После смерти Мао Цзэдуна (1976) возникли условия для возрождения литературной жизни. Произведения Лу Синьхуа, Лю Синьу, Су Шуяна обличали преступления времён «культурной революции»; глубокое осмысление её причин характерно для произведений Ван Мэна, Цун Вэйси, Фэн Цзицая, Чжан Сяньляна. Романы и повести о судьбах молодого поколения, под влиянием политической пропаганды отказавшегося от подлинных человеческих ценностей, о психологии страха и предательстве близких, о личности и тоталитарном государстве составили течение «литература шрамов». В литературу вернулись известные писатели (Ба Цзинь, Ай Цин и др.), пришли молодые авторы (Е Синь, Те Нин, Чжан Синьсинь и др.). Политика реформ и внешней открытости породила в начале 1980-х гг. течение «литература реформ» (Цзян Цзылун, Кэ Юньлу, Чжан Цзе и др.), произошла переоценка произведений китайских писателей 1920–1940-х гг., восстановились литературные связи с зарубежьем. Появилась «литература поиска корней» (Хань Шаогун, А Чэн, Цзя Пинва, Таши Дава и др.), пытавшаяся посредством обращения к народной культуре устранить разрыв со старыми традициями. Под влиянием модернизма и постмодернизма возникла литература авангарда: в прозе – Ван Шо, Юй Хуа, Гэ Фэй, Сунь Ганьлу, Лю Сола; в поэзии – Бэй Дао, Гу Чэн, Цань Сюэ, Шу Тин; в драме – Ша Есинь, Гао Синцзянь, Лю Шуган и др.
В начале 1990-х гг. продолжался процесс деидеологизации литературы, она деполитизировалась, сместилась на периферию общественной жизни и столкнулась с требованиями книжного рынка. Произошли упрощение литературного языка, отказ от авангардных экспериментов, получили бурное развитие неореализм (Чи Ли, Фан Фан, Лю Хэн) и психологическая женская проза (Ван Аньи, Чэнь Жань, Сюй Кунь, Вэй Хуэй). Откликаясь на читательский спрос и опираясь на либерализацию издательской индустрии, в массовой литературе распространились эротический, авантюрный и детективный жанры. Наряду с этим в 1990-х гг. появилась новая историческая проза, переосмысливающая китайскую историю 20 в. (Чэнь Чжунши, Мо Янь, Лю Чжэньюнь). В 2000 г. первым китайцем – лауреатом Нобелевской премии по литературе стал Гао Синцзянь («за произведения мировой значимости, горькую проницательность и лингвистическое мастерство, открывающие новые пути китайского романа и драмы»).
В 2000-х гг. вслед за экономическим обогащением китайского общества и обретением книжным рынком зрелости и стабильности началось изживание избыточной коммерциализации литературы, возродилась традиция духовных поисков. Заметным событием в литературной жизни стало издание больших романов, посвящённых судьбе человека в сложные периоды китайской истории (Мо Янь, Те Нин, Су Тун, Фэн Цзицай, Чи Цзыцзянь), духовному кризису и моральному разложению современного китайского общества (Цзя Пинва, Юй Хуа, Лю Чжэньюнь, Би Фэйюй, Лю Синлун, Дун Си). Из-за усилившейся урбанизации возросла роль урбанистической литературы. Увеличилось число женщин-писательниц, что привело к заметной феминизации литературной проблематики. Значительную популярность приобрели произведения писателей – представителей национальных меньшинств, несущие соответствующую культурную специфику, но, как правило, написанные на китайском языке: китайскоязычный поэт и романист тибетского происхождения Алай (род. 1959), Цзиди Мацзя (род. 1961) – представитель народа И, тибетский художник Церинг Норбу (род. 1963) и др. В 2012 г. Мо Янь удостоился Нобелевской премии по литературе «за умопомрачительный реализм, в котором сливаются народные сказки, история и современность». В 2015 г. Лю Цысинь был награждён премией «Хьюго», а в 2016 г. детский писатель Цао Вэньсюань получил золотую медаль Х. К. Андерсена. Эти награды свидетельствуют о значительном развитии жанров научной фантастики и детской литературы в Китае и об усилившемся влиянии китайской литературы в мире.
Уникальным явлением стало широкомасштабное развитие интерактивной сетевой литературы, коммерчески зависимой от пожеланий читателей-подписчиков, в том числе появление ультрадлинных приключенческих, исторических, мистических и офисных романов, по принципам сюжетосложения удобных для создания киносериалов [«Легенда о Чжэньхуань» («Хоугун: Чжэнь Хуань чжуань»,后宫:甄嬛传, 2007)] и разработки компьютерных игр [«Легенда о бессмертных» («Синчэнь бянь»,星辰变, роман – 2008, компьютерная игра – 2011)]. Эти произведения зачастую издаются под псевдонимами (Пурпур текучих вод, Я ем помидоры, Третий господин из семьи Тан, Третий дядюшка с Юга и т. п.), под которыми в ряде случаев скрываются не отдельные авторы, а литературные коллективы (см. Коллективный роман).
С начала 2000-х гг. заметное место занимает молодёжная литература, которая создаётся писателями, рождёнными в благополучные 1980-е и 1990-е гг. (Го Цзинмин, Хань Хань, Чэнь Шаося). Их тексты сосредоточены на личностном самовыражении, исполнены протеста и эпатажа, им свойственны фрагментарность сюжетов и игровое начало, что связано с особенностями эпохи компьютерных игр и мобильных телефонов.
В целом китайская литература 1990–2000-х гг. отличается многообразием тем и творческих концепций, отражает глобальные литературные процессы, функционирует в условиях конкуренции с зарубежной литературой.
О литературе на языках других народов, населяющих территорию Китая, см. разделы «Литература» в статьях Монголия, Тибетский автономный район, а также статью Уйгурская литература.