Харви Лилиан
Ха́рви Ли́лиан (англ. Lilian Harvey, настоящие имя и фамилия Хелен Лилиан Мьюриел Пейп, Helene Lilian Muriel Pape) (19.1.1906, Лондон – 27.7.1968, Жуан-ле-Пен, Франция), немецкая актриса, танцовщица и певица.
Дочь немца и англичанки. В 1923 г., по окончании гимназии в Берлине, куда переехали её родители, поступила в балетную школу Марии Циммерман при Берлинской государственной опере. В том же году во время гастролей труппы в Вене получила ангажемент в театре «Ронахер» и взяла псевдоним Харви – девичью фамилию бабушки. Там её заметил австрийский режиссёр Р. Ланд и пригласил сыграть главную роль в фильме «Проклятие» («Der Fluch», 1924).
В 1924 г. подписала контракт с берлинским режиссёром и продюсером Р. Айхбергом: сначала он предложил Харви дублировать его жену – Ли Парри – в опасных горных сценах в фильме «Невеста мотора» («Die Motorbraut», 1924), а уже в следующем году доверил главную роль в мелодраме «Страсть» («Leidenschaft», 1925). В 1926 г. Айхберг снял её в фильме «Целомудренная Сюзанна» («Die keusche Susanne»), где партнёром Лилиан Харви впервые стал Вилли Фрич, с которым её связала многолетняя творческая и личная дружба – их называли «звёздной парой немецкого кино» («Traumpaar des deutschen Films»; см. Klee E. 2007. S. 150). «Звёздная пара» снялась в 12 картинах, 10 из которых – звуковые (дебют Харви в звуковом кино – Принцесса Ева в фильме «Вальс любви» , «Liebeswalzer», 1930; режиссёр В. Тиле). В основном это были музыкальные комедии, в том числе снискавшие всенародную любовь в Германии фильмы «Трое с бензоколонки» («Die Drei von der Tankstelle», 1930; режиссёр Тиле), «Грабитель» («Einbrecher», 1930; режиссёр Х. Шварц) и «Конгресс танцует» («Der Kongreß tanzt», 1931; режиссёр Э. Шарелль). Редкий пример драматической коллизии, сыгранной дуэтом, – фильм «Чёрные розы» («Schwarze Rosen», 1935, режиссёр П. Мартин). Последняя совместная картина Харви и Фрича – комедия «Женщина за рулём» («Frau am Steuer», 1939, режиссёр Мартин).
В качестве партнёров актрисы на съёмочной площадке выступали и другие знаменитости: Хайнц Рюман, Ольга Чехова, Лоренс Оливье, участники вокального ансамбля Comedian Harmonists.
В 1932 г. Харви подписала контракт с американской кинокомпанией 20th Century Studios и через год уехала в США; снялась в 4 фильмах, которые не имели успеха. В 1935 г. вернулась в Европу – сначала в Англию, затем в Германию. В 1937 г. Харви помогла бежать от нацистского режима из Германии в Швейцарию хореографу еврейского происхождения Йенсу Кейту, который ставил балетные сцены в фильме «Чёрные розы». Этот гражданский поступок поставил крест на немецкой карьере Харви: она прошла через допросы в гестапо и находилась под постоянным надзором, её недвижимость была конфискована. В 1939 г. эмигрировала во Францию, где снялась в двух своих последних фильмах – «Серенада» («Sérénade», биографическая драма о Ф. Шуберте) и «Микетта» («Miquette»; оба – 1940, режиссёр Ж. Буайе).
В 1941 г. вновь уехала в США, некоторое время работала санитаркой в Красном Кресте; от ролей в кино отказывалась (в том числе от роли в «Касабланке», 1942). В 1943 г. была лишена германского гражданства. В 1944 г. вернулась на сцену: выступила в Нью-Йорке в музыкальной программе CBS и в программе «Кабаре комиков в изгнании». Как актриса и певица гастролировала в разных штатах США, в канадском Торонто, британском Кембридже, городах Франции, Бельгии и других стран Европы. В 1949–1950 гг. выступала в Германии. С 1957 г. жила на своей французской вилле в г. Жюан-ле-Пен.
Лилиан Харви была прежде всего танцовщицей, но также обладала выраженным комедийным талантом и небольшим, но трогательным, почти детским певческим голосом. Исполненные ею сольно и в дуэте с Фричем лирические песни в фильмах 1930-х гг. – важные артефакты в истории немецкой массовой культуры: «Liebling, mein Herz lässt dich grüßen» (фильм «Трое с бензоколонки», 1930) «Das gibt's nur einmal» (фильм «Конгресс танцует», 1931), «Irgendwo auf der Welt» (фильм «Блондинка», «Ein blonder Traum», 1932; автор музыки во всех – В. Р. Хейман), «Ich tanze mit dir in den Himmel hinein» (фильм «Семь пощёчин», «Sieben Ohrfeigen», 1937; автор музыки – Ф. Шрёдер) и др. Творчество Харви в целом можно считать последним «дыханием» искусства Веймарской республики, прерванного нацистским режимом.
В 1965 г. за заслуги перед немецким кинематографом удостоена государственной золотой награды Filmband (ныне Deutscher Filmpreis). Государственная организация DFF (Deutsches Filminstitut & Filmmuseum) во Франкфурте хранит имущество актрисы, посвящает ей тематические выставки и т. д.