Хейман Вернер Рихард
Хе́йман Ве́рнер Ри́хард (Вернер Рихард Хайман, Werner Richard Heymann) (14.2.1896, Кёнигсберг, ныне Калининград – 30.5.1961, Мюнхен), немецкий композитор, прославившийся главным образом как автор музыки для кино.
Из обеспеченной семьи хлеботорговца. Систематического музыкального образования не получил, в Кёнигсберге брал уроки игры на скрипке у М. Броде, теории музыки – у П. Шайнпфлюга. С 1908 г. играл в симфоническом оркестре Кёнигсбергской филармонии. В 1912 г. переехал в Берлин, где планировал продолжить занятия академической музыкой. Несмотря на творческие успехи на этом поприще (в 1916 в Берлине был исполнен его «Весенний ноктюрн» для оркестра; в 1918 в Вене Ф. Вейнгартнер с Венским филармоническим оркестром впервые сыграли его «Рапсодическую симфонию» для баритона соло с оркестром), решил как композитор отдать предпочтение прикладной музыке.
В 1918–1919 гг. работал музыкальным руководителем (совместно с Ф. Холлендером) в знаменитом кабаре Schall und Rauch Макса Рейнхардта, в 1921–1923 гг. – в кабаре Die wilde Bühne Труде Хестерберг, сочинял музыку для «серьёзных» сценических постановок Рейнхардта и К. Мартина и шансоны для кабаре.
В 1926 г. возглавил музыкальный отдел киностудии UFA, поначалу писал музыку для немого кино. Автор саундтрека к первому немецкому звуковому фильму – «Мелодия сердца» (1929, режиссёр Х. Шварц). Всего до 1960 г. с музыкой Хеймана выпущено более 90 игровых фильмов.
Расцвет карьеры кинокомпозитора пришёлся на начало 1930-х гг. Картины «Трое с бензоколонки» (1930, режиссёр В. Тиле), «Бомбы над Монте-Карло» (1931, режиссёр Х. Шварц), «Конгресс танцует» (1931, режиссёр Э. Шарелль), «Белокурая грёза» (1932, режиссёр П. Мартин) приобрели всенародную известность не вследствие каких-то особых достоинств кинодраматургии, сценария, операторской работы и т. п., а именно благодаря «музыкальному ряду» Хеймана.
Из-за еврейского происхождения в 1933 г. уволен из UFA, в том же году эмигрировал во Францию. В 1935 г. один из авторов музыки к фильму «Любимый бродяга» (режиссёр К. Бернхардт, песни исполнял М. Шевалье). C 1936 г. жил в США, работал в Голливуде. Среди американских картин: «Ниночка» (с Гретой Гарбо, 1939), «Быть или не быть» (1942, режиссёр обеих Э. Любич), «Миллион лет до нашей эры» (1940; режиссёры Х. Роуч, Х. Роуч – младший). Вернулся в Германию в 1951 г., активно сочинял музыку для кино и театра, но общественного резонанса она не получила.
Довоенные песни Хеймана исполняли ведущие киноактёры и артисты эстрады, в их числе: Ханс Альберс [«Das ist die Liebe der Matrosen» («Это – матросская любовь»), «Hoppla, jetzt komm ich» («А вот и я»)], Хайнц Рюман [«Ein Freund, ein guter Freund» («Друг, хороший друг»)], Вилли Фрич [«Liebling, mein Herz läßt dich grüßen» («Дорогая, моё сердце шлёт тебе привет»), «Ein Freund, ein guter Freund»], Лилиан Харви [«Irgendwo auf der Welt» («Где-то в мире [есть немножечко счастья]»), «Das gibt's nur einmal» («Такое бывает лишь раз»), «Du bist das süßeste Mädel der Welt» («Ты – сладчайшая девушка в мире»)], Пауль Хёрбигер [«Das muß ein Stück vom Himmel sein» («Должно быть, это где-то в раю»)], Сара Леандер («Das gibt's nur einmal», на шведском языке), Comedian Harmonists («Irgendwo auf der Welt», «Ein Freund, ein guter Freund», «Liebling, mein Herz läßt dich grüßen»). Сочинения Хеймана обрабатывали и охотно записывали на пластинку немецкие танцевальные оркестры (например, Марека Вебера и Герберта Фрёлиха). Его музыка звучит и поныне, чаще других исполняется сентиментальная баллада «Irgendwo auf der Welt» – в интерпретациях Йонаса Кауфмана, Дагмар Манцель, Удо Линденберга, Нины Хаген, Макса Раабе и его эстрадного оркестра и др.
В киномузыке Хеймана прослеживаются заимствования из популярной академической и народной музыки. В песне «Lieber guter Herr Gerichtsvollzieher» («Уважаемый добрый господин судебный пристав» из фильма «Трое с бензоколонки») используется мелодический материал траурного марша Ф. Шопена (III часть Сонаты для фортепиано op. 35 си-бемоль минор), причём он подан в гротескной манере. Саундтрек фильма «Мелодия сердца» построен на материале венгерского и цыганского фольклора, австрийской оперетты.
В конце жизни Хейман надиктовал на магнитофон обширные воспоминания, которые литературно обработал и опубликовал Х. Орткемпер (2001; 2-е расширенное издание, 2011).