Люсциний Отмар
Люсци́ний О́тмар (лат. Ottomarus Luscinius; Отмар Нахтгалль, нем. Othmar Nachtgall) (около 1478 или 1480, Страсбург – 5.9.1537, Фрайбург), немецкий гуманист – филолог, богослов, теоретик музыки, переводчик и литератор. Латинская версия фамилии (Luscinius) – перевод старонем. Nachtgall (соловей).
В 1496 г. окончил Гейдельбергский университет (бакалавр). В 1505 г. учился игре на органе и композиции в Вене у В. Грефингера, позднее читал лекции о музыке в Венском университете, материал этих лекций вошёл в его небольшой конспект «Основы музыки» («Musicae institutiones»), опубликованный в 1515 г.
В 1511–1514 гг. жил в Париже, где углубил свои познания в латинском и греческом языках. В 1515–1520 гг. органист церкви Святого Фомы в Страсбурге, в школе при кафедральном соборе преподавал греческий. В 1518 г. в Падуе защитил диссертацию по церковному праву (doctor iuris pontifici). В 1523–1528 гг. жил в монастыре Святых Ульриха и Афры в Аугсбурге, читал лекции по Священному Писанию, преподавал классические языки, выполнил полный перевод Псалтири с греческого языка на немецкий («Der Psalter des kinigs und propheten Davids», 1524), снабдив его комментариями и небольшим конкордансом. В 1526 г. в Бадене участвовал в богословском диспуте с У. Цвингли на стороне католиков. С 1528 г. жил во Фрайбурге (познакомился там с Г. Глареаном и Эразмом Роттердамским), до 1531 г. в местном кафедральном соборе выполнял обязанности проповедника. Последние годы провёл в картузианском монастыре близ Фрайбурга.
Люсциний – автор труда «Musurgia seu praxis musicae» («Музургия, или Музыкальная практика»; написан около 1518, опубликован в 1536). Первая его часть представляет собой латинский перевод трактата «Musica getutscht» («Музыка, изложенная по-немецки») С. Вирдунга (Люсциний знал его лично) с авторскими вставками и комментариями. Почти 3 страницы занимает панегирик органисту и композитору П. Хофхаймеру, о котором Люсциний, в частности, пишет: «Разнообразие её [т. е. музыки Хофхаймера. – Ред.] столь велико, что если кто будет слушать его игру несколько лет подряд, удивится меньше количеству потоков, которые извергает океан, чем количеству мелодий, которые он откуда-то черпает» (Luscinius O. Musurgia seu praxis musicae. Argentorati, 1536. P. 16). Вторая часть содержит очерк несколько расширенной элементарной теории музыки; в ней рассматриваются musica ficta, мензуральная ритмика, табулатура, консонансы и диссонансы (в главе о кварте упоминается техника фобурдона), канон.
Среди других трудов (всего около 40): греко-латинская хрестоматия «Sententiae monostichae variorum poetarum» (1515), учебник греческого языка «Progymnasmata graecae literaturae» (1521), квазиантичный диалог «Grunnius Sophista» (1522), собрание анекдотов «Joci ac sales mire festivi» (1524).