Глоса
Гло́са (исп. glosa), в испанской музыке 16–18 вв. фигура для украшения мелодии.
Испанская разновидность диминуции. Основа импровизационной техники глосирования, подразумевающей заполнение мелодических интервалов, выписанных крупными длительностями, более мелкими. Умение глосировать входило в обязательные навыки музыканта того времени. Так, согласно уставу собора Леона (1548), в обязанности органиста входило исполнение мотетов, украшенных глосами, «которые органисты знают, как свои пять пальцев» (Rubio S. Historia de la música española. Vol. 2. Madrid, 1983. P. 40).
Само слово появилось в практике виуэлистов, хотя и не всегда употреблялось ими в упомянутом значении, устоявшемся позднее (в частности, Луис де Милан называет глосами мелизмы). В систематизированном виде представлены в трактатах Д. Ортиса («Трактат о глосировании каденций и других оборотов в музыке для виолы да гамба», 1553), Т. де Санта Марии («Искусство игры фантазий как на клавишных инструментах, так и на виуэле», 1565), П. Чероне («Композитор и наставник: трактат о теоретической и практической музыке», 1613). Во всех перечисленных трудах приведены примеры глосирования восходящих и нисходящих интервалов; Ортис и Чероне также предлагают глосы для украшения поступенных ходов и каденций. Сумма ритмических длительностей глосы (по общему закону диминуции) равна длительности первой глосируемой ноты интервала. Учитывая это, Ортис приводит примеры глосирования интервалов, записанных как бревисами, так и половинными длительностями.
Глосы применялись как в инструментальной, так и в вокальной музыке: Ортис подчёркивает, что его глосы могут использоваться певцами, а Чероне обращается непосредственно к певцам.
В 18 в. глосы встречались в композиторской музыке всё реже, что связано с общей эволюцией стиля и уменьшением роли импровизации. Однако в теоретических трудах они продолжали упоминаться, например в трактате Х. де Торреса «Основные правила аккомпанемента на органе, клавикорде и арфе» («Reglas generales de acompañar en órgano, clavicordio y harpa», 1736). Это косвенно указывает на то, что глосы по-прежнему использовались в областях, опирающихся на устную традицию: в практике церковных органистов и при исполнении basso continuo.
В 16 в. слово «глоса» также обозначало вариации, чаще на церковный источник (Глоса на Kyrie из «Трёх книг музыки для виуэлы в цифровой нотации» А. Мударры – «Tres libros de música en cifra para vihuela», 1546), но также и на светский («Павана и глоса» А. де Кабесона из сборника Л. Венегаса де Энестросы «Книга в новой цифровой нотации для клавишных инструментов, арфы и виуэлы» – «Libro de Cifra Nueva para tecla, arpa y vihuela», 1557).