Павана
Пава́на (итал. pavana), европейский придворный танец и жанр инструментальной музыки 16–17 вв.
Имеет итальянское происхождение, возможно, связанное с г. Падуя (итал. Padova, на одном из диалектов – Pava). Это косвенно подтверждается тем, что ряд паван обозначен словом padovana (с итал. «падуанская»). До 2-й половины 20 в. была распространена гипотеза, согласно которой павана имеет испанское происхождение, а название её связано с испанским pavo – «павлин». Ныне эта версия признана несостоятельной, однако она имеет историческое значение, поскольку отражена в важных источниках. Среди них – словарь С. де Коваррубиаса «Tesoro de la lengua castellana o española» («Сокровищница кастильского или испанского языка», 1611) и трактат М. Мерсенна «Harmonie universelle» («Всеобщая гармония», 1636–1637), где хореография танца сравнивается с шагом павлина.
Павана отличается величественным характером и сдержанным темпом. Чаще всего она записана в двудольном размере, хотя в 16 в. встречались исключения в виде трёхдольных паван, например, в сборнике Л. де Милана «El Maestro» («Наставник», 1535–1536). Эти характеристики делали павану подходящей для торжественных шествий различного назначения, от свадебных до траурных. Теоретические источники подчёркивают квадратность метроритмической стуктуры паваны. Паванам присуще аккордовое изложение, иногда украшенное диминуциями. Форма большинства паван состояла из трёх повторяющихся разделов (AABBCC).
Сохранилось два источника 16 в., описывающих хореографию паваны: трактат М. Ф. Карозо «Il Ballarino» («Танцовщик», 1581), предназначенный для профессионалов и предлагающий более сложную схему, и руководство Туано Арбо для обучающихся танцу «Orchésographie» («Оркезография», 1589), согласно которому павану танцевать очень просто – совершая одиночные и двойные шаги вперёд и назад. Арбо также приводит партию ударных для исполнения паваны, представляющую собой повторяющуюся ритмическую фигуру «половинная – две четверти».
Первые дошедшие до нас музыкальные образцы паван находятся в «Четвёртой книге табулатур для лютни» Ж. А. Дальцы (1508). Жанр получил широкое распространение во всей Западной Европе, и хотя к началу 17 в. павана перестала практиковаться как танец, уступив место пассамеццо, она сохранила популярность в качестве инструментальной пьесы. Паваны писали композиторы разных стран, например: в Испании – А. Мударра («Tres libros de musica en cifras para vihuela» – «Три книги музыки для виуэлы в цифровой нотации», 1546), А. де Кабесон (в сборниках «Libro de Cifra Nueva para tecla, arpa y vihuela» – «Книга в новой цифровой нотации для клавишных инструментов, арфы и виуэлы», – изданном Л. Венегасом де Энестросой в 1557, и «Obras de musica para tecla, arpa y vihuela» – «Музыкальные произведения для клавишных инструментов, арфы и виуэлы», – изданном Э. де Кабесоном в 1578); в Англии – У. Бёрд (паваны из «Книги леди Невилл», 1591), Т. Томкинс («A sad pavan for these distracted tymes» – «Печальная павана нашего безвременья», 1649) и другие вирджиналисты; в Германии – Г. Юденкюниг («Ain schone kunstliche Underweisung» – «Искусные наставления», 1523); во Франции – Ж. Селье (1594), Л. Куперен (Павана фа-диез минор из Рукописи Боэна, 2-я половина 17 в.).
Павана нередко группировалась с идущими следом быстрыми трёхдольными танцами, часто основанными на том же тематическом материале. Уже у Ж. А. Дальцы есть указание, что все паваны сопровождают сальтареллы и пивы. Во 2-й половине 16 в. паваны чаще объединялись с гальярдами, как, например, у А. ди Бекки («Libro primo d'intabulatura da leuto» – «Первая книга табулатур для лютни», 1568). С 17 в. павана стала пьесой, открывающей инструментальные сюиты, прежде всего в Германии (например, сюиту И. Г. Шейна «Banchetto musicale» – «Музыкальное пиршество», 1617).
В конце 19 и в 20 вв. интерес к паване возродился, часто в рамках стилизации. Таковы павана из оперы К. Сен-Санса «Этьен Марсель» (1879), Павана для оркестра и хора op. 50 Г. Форе (1887), «Павана на смерть инфанты» М. Равеля (1899), павана из сочинения Р. Воан-Уильямса «Иов. Танцевальная маска» (1931), павана из оперы Б. Бриттена «Глориана» (1953), павана из оркестровой сюиты «Дон Кихот» (авторский подзаголовок – симфонические гравюры, 1960) К. Караева и др.
Следует различать павану и паванилью – ещё один популярный танец 16–17 вв., гармоническая модель которого близка к фолии.