Искусство русского зарубежья
Иску́сство ру́сского зарубе́жья, творчество российских художников и архитекторов в эмиграции.
Культура русского зарубежья сложилась в постреволюционный период в качестве особой историко-художественной сферы, что было вызвано в первую очередь не столько эстетическими, сколько социальными причинами. Если раньше пребывание художников за рубежом диктовалось прежде всего педагогически-познавательными соображениями (в эпоху романтизма главным центром притяжения служила Италия, а позднее Париж), то после Октябрьской революции 1917 г. многие мастера оставались за границей (выехав из России ещё до войны) либо оказывались там в качестве беженцев или невозвращенцев по политическим причинам. При этом общественные симпатии и антипатии эмигрантов были весьма разнородны: одни из них заняли непримиримые позиции по отношению к советской власти, другие же, напротив, охотно сотрудничали с её официальными органами и посылали свои работы на российские выставки.
Чрезвычайным разнообразием отличался и творческий спектр этих художников. Наряду с мастерами более традиционного, романтико-реалистического или позднеимпрессионистического толка (таких как К. А. Коровин, Ф. А. Малявин или Н. И. Фешин) особо видное место на зарубежной художественной сцене заняли представители модерна, бывшие мирискусники (Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих и др.), благодаря Русским сезонам С. П. Дягилева и другим антрепризам внёсшие выдающийся вклад в мировую сценографию. Их театральные и станковые работы (а также произведения К. А. Сомова, Б. И. Анисфельда, Ю. П. Анненкова, Б. Д. Григорьева, Д. С. Стеллецкого, С. Ю. Судейкина) действенно обогащали поэтику символизма, часто принимая вид полуфантастических гротесков и грёз. Утвердилось и зародившееся ещё в предреволюционной России неоклассическое направление (З. Е. Серебрякова, В. И. Шухаев, А. Е. Яковлев). За рубежом активно работали многие российские и украинские авангардисты (в том числе Д. Д. Бурлюк, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, А. А. Экстер и др.), некоторые из них (в первую очередь В. В. Кандинский и М. З. Шагал) достигли в эмигрантский период вершин своего международного авторитета.
Особый, чрезвычайно существенный социально-художественный пласт составили те выходцы из разных регионов Российской империи, которые лишь начинали там свой творческий путь либо целиком творчески сформировались за рубежом. Скульптура А. Архипенко, Ж. Липшица, братьев Певзнер (Н. Габо и А. Певзнера) и О. Цадкина сыграла эпохальную роль в эволюции авангардной пластики 20 в. А. Г. Явленский и Х. Сутин внесли новые импульсы в живопись экспрессионизма, И. М. Зданевич (Ильязд) и С. И. Шаршун – в стилистику дадаизма, а французский неоромантизм 1930-х гг. и вовсе был создан в основном уроженцами России: живописцами братьями Берман (Э. Берманом и Леонидом – псевдоним Л. Г. Бермана) и П. Ф. Челищевым. Позднее, уже в 1940-х гг., Н. де Сталь стал одним из основоположников ташизма. Порой создавались новые виды творчества (как в случае с В. Д. Барановым-Россине, продолжившим во Франции свои цветомузыкальные опыты, С. Делоне-Терк, перенёсшей здесь принципы ритмически-цветовой абстракции в дизайн, или Б. В. фон Анрепом, развивавшим в Великобритании искусство мозаики), закладывались основы местных школ нового искусства (во многом именно такую роль сыграла живопись Л. Сегала в Бразилии и Д. И. Васильева в Австралии).
Значительный след выходцы из России (Н. В. Васильев, А. Клейн, C. Чермаев и др.) оставили и в зодчестве Западной Европы и США, способствуя воплощению в нём функционально-рационалистических идей. Параллельно этому бытовали ностальгические неорусские стилизации (Н. И. Исцелленов и др.), особо характерные для церковных зданий и мемориальной пластики. Сложился ряд центров традиционной иконописи (общество «Икона» в Париже, старообрядческая мастерская Г. Е. Фролова в Латвии и др.).
Иногда художники-эмигранты возвращались на родину, подобно И. Я. Билибину, С. Т. Конёнкову и С. Д. Эрьзя (приобщил к модернистской традиции искусство Мордовии). Но это было скорее исключением: в целом проводимая в СССР политика железного занавеса ограничивала развитие полноценных международных творческих связей, в том числе и с соотечественниками.