Индонезия. Население
Населе́ние Индоне́зии, демографическая характеристика, этнический и религиозный состав населения Республики Индонезия.
Этнический состав
Индонезийцы (по гражданству) составляют 99,6 % населения страны (2010). По данным переписи населения 2010 г., крупнейшими народами Индонезии являются яванцы (40,2 %) и сунды (15,5 %). Проживают также суматранские народы (батаки – 3,6 %, минангкабау – 2,7 %, ачех – 1,7 % и др.); сулавесийские народы (бугисы – 2,7 %, макасары – 1,1 %, горонтало – 0,5 %, минахасцы – 0,5 %, монгондоу, тораджи); мадурцы (3,0 %), батавцы (2,9 %), малайцы (2,3 %), балийцы (1,7 %), сасаки (1,3 %), банджары Калимантана (1,7 %), даяки Калимантана (1,3 %). Проживают также ниасцы (0,4 %), амбонцы, бима-сумбанские народы, тиморские народы, тиморо-алорские народы, северохальмахерские, южнохальмахерские и западноновогвинейские народы. Папуасы Новой Гвинеи составляют 1,1 % населения. В Индонезии живут также китайцы (1,2 %), тагалы, хиндиязычные группы и др.
Демографическая характеристика
В период с 2010 по 2020 гг. численность населения выросла с 237,6 до 270,2 млн человек (4-е место по численности населения среди стран мира), но темпы прироста населения снизились с 1,49 % в год в период с 2000 по 2010 гг. до 1,25 % в 2010–2020 гг.
Население распределено по территории страны крайне неравномерно: более половины (151,6 млн человек) сосредоточено на о. Ява, 58,6 млн человек – на о. Суматра, в других частях архипелага население менее многочисленно: на о. Калимантан – 16,6 млн человек, на о. Сулавеси – 19,9 млн человек, в индонезийской части о. Новая Гвинея – 5,4 млн человек.
Рождаемость составляет 16,6 ‰ (2020; 16,9 ‰ в 2019), смертность – 9,0 ‰ (2020; 7,5 ‰ в 2019), естественный прирост населения – 7,6 ‰ (2020; 9,4 ‰ в 2019). Коэффициент фертильности равен 2,1 ребёнка на 1 женщину (2020). Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 73,4 года (2020, в том числе мужчины – 69,6 года, женщины – 73,5 года).
Возрастная структура населения: дети (0–14 лет) – 23,3 %, лица трудоспособного возраста (15–64 года) – 70,7 %, лица старше трудоспособного возраста (от 65 лет и старше) – 6 %. В половой структуре населения на 100 женщин приходится 102 мужчины (2020). В целом по стране мужчин на 2 % больше, однако в некоторых провинциях это соотношение существенно увеличено: Папуа – 14,2 %, Северный Калимантан – 11,9 %, Западное Папуа – 11,2 %, что создаёт определённые социальные проблемы. В целом по стране гендерное соотношение в пользу мужчин в ближайшие годы будет нарастать (в возрастных группах 0–4 и 5–9 лет мальчиков больше на 5 %, а в возрастных группах 10–14 и 15–19 лет – на 6–7 %). Средняя численность индонезийской семьи составляет 3,9 человека (2019).
Плотность населения высокая. Средняя плотность населения – 141 чел./км2 (2020). Наиболее высокий показатель – в Особом столичном округе Джакарта – 14,6 тыс. чел./км2, самый низкий – в провинции Северный Калимантан – 9 чел./км2.
Проблемы перенаселённости отдельных районов и занятости населения в Индонезии в значительной мере решаются за счёт внутренней миграции. По состоянию на 2020 г. 29,8 млн человек, или 11,1 % населения страны, постоянно проживают не в той провинции, где они родились. Больше всего мигрантов (млн человек) приняли провинции (2015): Западная Ява – 5,0; Особый столичный округ Джакарта – 3,6; Бантен – 2,5 (из-за притока трудовых мигрантов на предприятия, размещённые в промышленных кластерах); Архипелаг Риау – 1,9; Лампунг – 1,4 (в связи с развитием плантационного хозяйства со специализацией на выращивании тропических и субтропических технических и продуктовых культур); Восточный Калимантан – 1,1 (из-за притока трудовых мигрантов на предприятия, занятые добычей угля).
Население столицы, Джакарты, – 10,6 млн человек, вместе с близлежащими городами-спутниками: Депок, Тангеранг и Бекаси – 18,1 млн человек (2020).
Крупнейшие города Индонезии (млн человек): Бекаси – 3,1; Cурабая – 2,9; Бандунг – 2,5; Депок – 2,5; Медан – 2,4; Тангеранг – 1,9; Палембанг – 1,7; Семаранг – 1,7; Макасар – 1,4; Южный Тангеранг – 1,4; Бандар-Лампунг – 1,2; Батам – 1,2; Богор – 1,1. Доля городского населения составляет 56,7 % (2020).
По данным Центрального статистического агентства Индонезии, за рубежом официально работают 276 тыс. индонезийцев (2019), а по данным Агентства по защите прав работников-мигрантов Индонезии (ВР2МI) – 3,7 млн человек (2019; часть трудится в регионе АСЕАН нелегально). Доля мигрантов из Индонезии на мировом рынке труда составляет более 2 %. Иностранные работники в Индонезии официально могут быть наняты только в том случае, если их нельзя заменить на местных. Численность всех иностранных работников в стране составляет около 95 тыс. человек (0,007 % всех занятых; 2019).
Миграция населения обусловлена проблемой занятости. Уровень открытой безработицы в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) существенно вырос и составил 7,1 % (2020; 5,2 % в 2019). Численность рабочей силы – 138,2 млн человек (2020; из них 128,4 млн человек – работающие, 9,8 млн человек – безработные). 13 млн человек относятся к числу частично занятых, т. е. работающих неполную рабочую неделю (более половины – 6,6 млн человек – приходится на Яву). Наиболее высок уровень открытой безработицы среди молодёжи: в возрастной группе 15–19 лет безработные составляют 1,6 млн человек (24,3 % рабочей силы в этом возрасте), а 20–24 лет – 2,8 млн человек (18,7 % рабочей силы; 2020).
Помимо официальных безработных, в 2020 г. было ещё 9,4 млн человек, которых официальная статистика таковыми не считала и не включала в состав рабочей силы. Между тем эта группа не относилась ни к учащимся, ни к домохозяйкам и, скорее всего, представляла собой «условно безработных». Вместе с этой группой численность безработных можно оценить в 19,2 млн человек, или 13 % рабочей силы, численность которой, соответственно, возрастает до 147,6 млн человек. Более половины численности этой группы – 5,7 млн человек – приходится на провинции Явы.
Среди провинций Индонезии наиболее высокий уровень официальной открытой безработицы в 2020 г. наблюдался в Особом столичном округе Джакарта – 10,9 %, провинции Бантен – 10,6 % и провинции Архипелаг Риау – 10,3 %. В гендерном отношении из общей официальной численности рабочей силы на мужчин приходится 60,8 %, на женщин – 39,2 % (2020).
Для основной части трудовых ресурсов характерен невысокий образовательный уровень: 50,0 млн человек (38,9 %) имеют образование не выше начальной школы или не имеют его вовсе, 23,5 млн человек (18,3 %) – на уровне средней школы 1-й ступени (9 классов), 39,2 млн человек (30,5 %) – средней школы высшей ступени (12 классов), 15,8 млн человек (12,4 %) – высшее образование. Уровень грамотности населения в возрасте старше 15 лет составляет 96 % (2020).
Среди тех, кто занимается ведением домашнего хозяйства, почти половину – 44,2 % (18,1 млн человек) составляют лица с образованием не выше начальной школы или без такового, 8,2 млн (20 %) имеют образование на уровне средней школы 1-й ступени, 11,9 млн (29,1 %) – средней школы высшей ступени и 2,8 млн (6,7 %) – высшее образование.
Среди безработных более половины – 5,0 млн человек (51 %) – составляют лица, имеющие образование на уровне средней школы высшей ступени, 1,9 млн (19,4 %) образования не имеют или оно на уровне начальной школы, 1,6 млн (16,3 %) – на уровне средней школы 1-й ступени и 1,3 млн (13,3 %) – высшее образование.
Из 128,5 млн занятых 26,2 млн человек приходится на индивидуальных предпринимателей, работающих самостоятельно, без использования дополнительной рабочей силы; 20,1 млн – на предпринимателей, использующих труд семейных или временных работников; 4,1 млн – на предпринимателей, использующих постоянно труд наёмных работников; 46,7 млн – на самих наёмных работников, включая госслужащих; 13,1 млн – на подённых работников; 18,3 млн – на семейных работников (2020).
Из общей численности занятых 38,2 млн человек работают в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве, 1,4 млн – в горнодобывающей промышленности, 17,5 млн – в обрабатывающей, 8,1 млн – в строительстве, 24,7 млн – в торговле, 5,6 млн – в сфере транспорта и складского хозяйства, 8,5 млн – в общепите и гостиничном бизнесе, 6,0 млн – в системе образования, 4,6 млн – в государственных органах управления, 2,0 млн – в здравоохранении, 1,6 млн – в сфере финансов и страхования.
Доля населения, проживающего за чертой бедности, составляет 10,2 % жителей страны (7,9 % городского населения, 13,2 % сельского населения). В среднем по стране границей бедности считается сумма расходов на одного человека 437,9 тыс. рупий в месяц в сельской местности и 475,5 тыс. рупий – в городах. Граница бедности существенно зависит от района Индонезии и варьируется в сельской местности от 350,8 тыс. рупий в провинции Южный Сулавеси и 352,3 тыс. рупий в провинции Западный Сулавеси до 656,1 тыс. рупий в провинции Восточный Калимантан и 737,0 тыс. рупий в провинции Архипелаг Банка-Белитунг. При этом в различных частях страны утверждены различные уровни минимально допустимой заработной платы наёмных работников (2020): 3165 тыс. рупий в провинции Ачех, на Суматре (на 2022 – 3167 тыс.), 1705 тыс. рупий в Особом округе Джокьякарта (2022 – 1841 тыс.), 2400 тыс. рупий в провинции Западный Калимантан (2022 – 2434 тыс.), 3517 тыс. рупий в провинции Папуа (2022 – 3562 тыс.).
Коэффициент Джини составляет 0,384 (2021).
Религия
По данным 2021 г., 86,9 % жителей страны отнесли себя к мусульманам, 8,61 % – к протестантам, 3,55 % – к католикам, 1,71 % – к индуистам, 0,74 % – к буддистам, 0,03 % – к конфуцианцам и 0,05 % исповедуют локальные религии. Хотя в Индонезии преобладают мусульмане, религиозный состав населения страны очень разнообразен и варьируется в зависимости от региона.
Основы государственно-религиозных отношений в современной Индонезии были заложены в 1945 г., когда Сукарно и его сподвижники провозгласили независимость Индонезии от Нидерландов. Участники борьбы за независимость придерживались разных точек зрения относительно того, как будут устроены отношения религии и государства в свободной Индонезии. Если одни считали, что основой государственной идеологии должен быть ислам, то другие полагали, что эта модель не подходит для гетерогенного индонезийского общества, и видели альтернативу в национализме. Этот вопрос обсуждался на заседаниях Комитета по изучению вопроса о независимости в мае – июле 1945 г. Сторонниками национализма были Сукарно, а также политики Супомо и Мохаммад Ямин, которые наряду с Сукарно входили в число создателей Конституции Индонезии. Одним из итогов работы комитета стало провозглашение принципов официальной идеологии государства Индонезия, известных как «Панча сила», работу над которыми вела группа из 9 человек, представлявших сторонников национального государства и мусульманского государства. В итоге Индонезия законодательно заняла компромиссную позицию между концепцией светского и религиозного государства. Хотя свобода вероисповедания закреплена в конституции страны, 1-й принцип «Панча силы» предписывает гражданам «верить во Всемогущего Бога» (индонез. Ketuhanan yang Maha Esa). Индонезия ограничила количество официально признаваемых религий до 6. Это ислам, христианство (Kristen; под этим названием объединены все христианские деноминации, кроме католицизма), католицизм, индуизм (Agama Hindu), буддизм, конфуцианство. Все граждане должны идентифицировать себя с одной из официально признаваемых конфессий при получении удостоверения личности. Богохульство признаётся преступлением. Атеисты фактически поражены в правах и преследуются, численность неизвестна. В 2008 г. была создана организация «Индонезийские атеисты» (Indonesian Atheists, IA), работающая преимущественно в формате интернет-сообщества.
По данным Pew Research Center за 2009 г., Индонезия – государство с самой высокой долей мусульманского населения в мире. Большинство мусульман – сунниты (около 99 %). Преобладающий мазхаб – шафиитский. Шиитов насчитывается от 1 до 3 млн, присутствуют ахмадиты, численность которых оценивают в 200–500 тыс. человек.
В колониальный период ислам был важной составляющей идеологии борьбы за независимость Индонезии. Нидерландские колониальные власти активно поддерживали христиан и ограничивали деятельность мусульман. Крупнейшей политической мусульманской организацией колониального периода было созданное на базе торгового союза объединение «Сарекат ислам» (1912). В правительстве современной Индонезии представлены 2 исламские партии – Партия единства и развития (основана в 1973), возникшая благодаря слиянию 4 исламских партий, включая «Сарекат ислам», и Партия справедливости и благоденствия (основана в 2002).
Наиболее важное разделение внутри ислама в Индонезии – разделение на традиционалистский и модернистский. Традиционалистский подход предполагает терпимость к неисламским элементам в практиках и верованиях индонезийской разновидности ислама (ислама Нусантара). Модернистские группы призывают очистить ислам от идей и практик местного происхождения. В стране действуют 2 крупные мусульманские организации – «Нахдатул улама», поддерживающая традиционалистскую повестку, и «Мухаммадия», поддерживающая модернистские взгляды. «Нахдатул улама» является крупнейшей мусульманской организацией в стране. По данным 2019 г., численность её последователей оценивается в 90 млн человек. «Мухаммадия», по данным 2008 г., насчитывает около 30 млн последователей. Обе организации в качестве основы своих доктрин признают ислам суннитского толка. Главной структурой шиитов Индонезии является «Икатан Джамаах Ахлулбайт Индонезия» (Ikatan Jamaah Ahlulbait Indonesia).
Особое место ислам занимает в истории провинции Ачех. Согласно переписи населения 2005 г., почти 99 % населения – мусульмане-сунниты. До 1903 г. на территории данного региона существовало независимое государство – султанат Аче, являвшийся старейшим центром мусульманской культуры в Юго-Восточной Азии. Действовавшее в 1976–2005 гг. Движение за свободу Ачеха активно выступало с панисламистских позиций и призывало к введению шариата на территории провинции. В 2000 г. провинция Ачех получила возможность введения собственного законодательства (частично были введены нормы шариата). Деятельность движения была фактически прекращена после цунами в декабре 2004 г. и подписания мирных соглашений с правительством Индонезии в августе 2005 г. С середины 2010-х гг. наблюдается активизация различных исламистских группировок в Индонезии (в том числе на территории провинции Ачех) в связи с деятельностью Исламского государства на территории Сирии и Ирака.
В некоторых регионах Индонезии преобладает христианское население, к примеру в Восточной Нуса-Тенгаре христиане составляют 89,8 % населения, в провинции Папуа – около 70 %, в Северном Сулавеси – 63 % (перепись 2018). На о. Флорес, который в 16 в. был частью Португальской империи, большинством являются католики (70 %, 2018). Наиболее распространённые в Индонезии протестантские конфессии – реформатство и лютеранство. Одной из крупнейших реформатских церквей в Индонезии является Христианская евангелическая церковь в Минахасе. На 2010 г. численность её последователей составляла около 845 тыс. Батакская христианская протестантская церковь (индонез. Huria Kristen Batak Protestan, HKBP) сообщила о 4,1 млн последователей в 2019 г., что делает её крупнейшей лютеранской церковью региона. Также присутствуют меннониты, пятидесятники и другие протестантские конфессии. Православие в стране представлено Индонезийской православной церковью, которая находится в юрисдикции Русской православной церкви.
Численность индуистов наиболее велика на о. Бали, где они составляют большинство населения (87 %, 2018). Также заметная часть индуистов проживают в провинциях Лампунг, Восточная Ява, Западная Нуса-Тенгара, Центральный Калимантан, Центральный Сулавеси. Изначально индуизм не имел статуса официальной религии. В 1952 г. правительство Индонезии заявило о кампании по обращению в ислам населения, исповедующего индуизм. Это решение вызвало сопротивление жителей Бали. Чтобы добиться официального признания, группа балийских индуистов сформулировала принципы вероучения таким образом, чтобы они соответствовали требованиям законодательства Индонезии, в том числе требованию веры в единого бога. В 1958 г. они подали в правительство петицию, в тексте которой обосновывался монотеизм балийского индуизма. Единый бог был обозначен как Ida Sanghyang Widhi Wasa (бал. «божественный космический закон»), а отдельные боги индуистского пантеона рассматривались как его аспекты. В итоге в 1959 г. Сукарно поддержал петицию и в Министерстве по делам религий был создан соответствующий отдел. Статус официальной религии был закреплён за индуизмом в 1962 г. Впоследствии регистрацию в качестве индуистов стали получать жители других регионов Индонезии, в том числе исповедующие локальные традиционные религии, не признаваемые государством.
В некоторых регионах Индонезии присутствуют местные анимистические и синкретические культы с элементами буддизма, индуизма и ислама, а также новые религиозные движения, которые объединяют под общим термином aliran kepercayaan. Приверженцы этих религий составляют 0,5 %. Наиболее значительна численность приверженцев aliran kepercayaan в провинциях Южный Сулавеси, Малуку и Восточная Нуса-Тенгара.
Большинство буддистов и конфуцианцев составляют этнические китайцы. Наиболее значительна численность буддистов в Джакарте, а также провинциях Северная Суматра, Риау, Архипелаг Риау, Бантен, Западный Калимантан. Большинство конфуцианцев живёт в провинциях Западная Ява, Западный Калимантан и Архипелаг Банка-Белитунг.
В Джакарте и на Северном Сулавеси есть немногочисленные ортодоксальные иудейские общины, состоящие из сефардов. Единственная действующая синагога в стране находится на Северном Сулавеси.
Также в Индонезии проживают сикхи, бахаи, джайны.
В 1998–2002 гг. в нескольких провинциях происходили мусульмано-христианские столкновения: конфликт на Молуккских о-вах и о. Амбон и конфликт в провинции Центральный Сулавеси.
Рекомендуемые статьи
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура Индонезии