Модернисты (в индонезийском исламе)
Модерни́сты, крупное направление в индонезийском исламе, появившееся в конце 19 – начале 20 вв. под влиянием идей исламского модернизма и ваххабизма на Аравийском п-ове. Модернисты рассматривают Коран, Сунну и хадисы как главный источник знания об исламе, противопоставляя себя традиционалистам, которые опираются на личный авторитет улемов и их школ, связанных в том числе с местной синкретической традицией. Основной своей целью модернисты считают движение мусульман Индонезии в сторону более «современного» общества и очищение индонезийского ислама от синкретических адатных традиций. В быту модернисты поощряют шариатский образ жизни вокруг мечети, большой семьи и исламских законов, примером которого для них служит образ жизни современных мусульманских семей из Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара и других стран арабского мира. В современной Индонезии модернисты представлены прежде всего организацией «Мухаммадия». Разделение на модернистов и традиционалистов призвано упростить анализ исламских движений в Индонезии, однако в реальности граница между этими группами остаётся проницаемой.
Так, центральная проблема восприятия адата как культурного рудимента не всегда на практике свойственна модернистам. Например, у «Мухаммадии» существуют собственные школы боевого искусства пенчак-силат, где, в отличие от традиционалистских заведений, вместо языческих мистических элементов посвящения обучают исламским дисциплинам. Представители модернистского духовенства могут посещать представления театра теней ваянг-кулит, но при этом осуждать это искусство, если в нём присутствуют отсылки к исламу и его деятелям. Полемика между современными модернистами и традиционалистами, как правило, сводится к фундаментальным богословским вопросам и почти не затрагивает традиционную индонезийскую культуру.