#Иконографические изводыИконографические изводыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИконографические изводыИконографические изводыНайденo 13 статейТерминыТермины ИконографияИконогра́фия, устойчивая система изображения персонажей, предметов, сюжетов в изобразительном искусстве. В узком и наиболее характерном смысле – особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, представляя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т. д.).Произведения живописи «Благодатное небо»«Благода́тное не́бо», икона Божией Матери, чтимая святыня Архангельского собора Московского Кремля. Создана царскими иконописцами между 1678 и 1680 гг. по образцу западной иконографии на текст Откровения Иоанна Богослова. На иконе Богоматерь представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, с исходящими от Неё волнистыми лучами сияния и в окружении ярко-красной мандорлы.Библейские персоналии МоисейМоисе́й, главное действующее лицо четырёх из пяти книг Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие). С Моисеем как посредником между еврейским народом и Богом тесно связаны события, описанные в Пятикнижии, – уход евреев из Египта, а также их встреча с Богом на горе Синай (Хорив), во время которой они заключают Договор (Завет) с Богом.Мифологические существа НимфыНи́мфы, в древнегреческой мифологии прекрасные, вечно юные женские божества природы. В античном искусстве и европейском искусстве Нового времени изображались в виде прекрасных девушек, как правило обнажённых или полуобнажённых. В качестве спутниц античных богов они присутствуют во многих мифологических сюжетах: «Рождение Венеры» (картина Ф. Буше, 1740, Национальный музей, Стокгольм), «Купание Дианы» (картина Ф. Клуэ, 1550–1560, Музей изобразительных искусств, Руан) и т. д. Святилища нимф находились в пещерах, гротах, рощах, возле водных источников, поэтому фигуры нимф традиционно украшали фонтаны, например «Фонтан невинных» Ж. Гужона в Париже, где они выступают олицетворением рек Франции (1547–1549; оригиналы барельефов – Лувр, Париж).Военные деятели Жанна д'АркЖа́нна д’Арк (около 1412 – 1431), Орлеанская Дева, национальная героиня Франции, участница Столетней войны 1337–1453 гг., святая Римско-католической церкви. В юности прониклась убеждением, что её миссия – освободить Францию от англичан. В конце февраля – начале марта 1429 г. встретилась с дофином Карлом, убедила его поставить её во главе французской армии. 8 мая 1429 г. под командованием Жанны д’Арк была снята осада с Орлеана, в последующие месяцы освобождён ряд городов. После коронации Карла VII в Реймсе 17 июля 1429 г. была фактически отстранена от командования, продолжала самостоятельные боевые действия с небольшой группой волонтёров. В 1430 г. у крепости Компьень была взята бургундцами в плен, впоследствии за 10 тысяч ливров передана англичанам, инициировавшим инквизиционный процесс. 29 мая 1431 г. приговорена к сожжению заживо, приговор приведён в исполнение на следующий день. В 1455 г. Карл VII начал процесс реабилитации Девы; в 1456 г. папа Каликст III отменил приговор инквизиционного суда. В 1909 г. Жанна д’Арк была беатифицирована, 16 мая 1920 г. канонизирована папой Бенедиктом XV. 8 мая празднуется во Франции как День Жанны д’Арк.Верования Страшный судСтра́шный суд, эсхатологическое событие, когда Бог будет судить всех людей за их добрые и злые дела. Учение о Страшном суде занимает важное место в христианстве, исламе и иудаизме.Духовные существа ТетраморфТетрамо́рф (греч. τετράμορφος – четырёхо́бразный), крылатое существо, одновременно совмещающее в себе черты человека, льва, быка и орла. Явилось ветхозаветному пророку Иезекиилю (Иез 1:4–24). В Откровении Иоанна Богослова (Откр 4:6–8) трактовано как образ четырёх апокалиптических животных. С 7 в. тетраморф ассоциируется с символическим изображением четырёх евангелистов: ангел – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн. Например, в иконографическом типе Majestas Domini («Христос во славе», восседающий на троне как властитель мира) четыре апокалиптических существа представлены в виде стражей престола славы. Такая трактовка образа, связанная с богословием Иеронима Стридонского, официально закреплена в экзегезе и утвердилась в искусстве.Термины «Христос во славе»«Христо́с во сла́ве» (лат. Maiestas Domini), тип изображения восседающего на престоле Христа Пантократора в мандорле (сиянии славы), часто в окружении евангелистов (в виде тетраморфа) или ангельских сил. Такой тип иконографии Христа был особенно широко распространён в романском искусстве Западной Европы: в конхах алтарных апсид, на тимпанах порталов, фронтисписах иллюстрированных книг и предметах декоративно-прикладного искусства.Термины МандорлаМа́ндо́рла (сияние славы; итал. mandorla, букв. – миндаль), ореол миндалевидной (реже круглой или ромбовидной) формы в христианском искусстве, символ божественного света и присутствия Небес на земле. Встречается с 5 в., среди источников называют древнеримское и буддистское искусство. Чаще всего окружает фигуру Христа (иконографический извод «Христос во славе»; сцены «Преображения», «Сошествия во ад», «Вознесения», «Успения Богородицы» и апокалиптического видения) и Богородицы («Маэста», «Коронование Богоматери», «Вознесение»). В мандорле могут также изображаться святые в момент апофеоза, например, Франциск Ассизский.Термины «Венера стыдливая»«Вене́ра стыдли́вая» (лат. Venus pudica), античный тип изображения Венеры (Афродиты), прикрывающей руками обнажённое тело. Восходит к статуе Праксителя «Афродита Книдская» (350-е – 340-е гг. до н. э.), множество копий которой было найдено в числе прочих на территории Италии. Позднее иконографический тип «Венера стыдливая» использовался Джованни Пизано (фигура «Умеренность» кафедры Пизанского собора, 1302–1310), С. Боттичелли («Рождение Венеры», 1483–1485, Уффици, Флоренция) и др. 12