#Термины иконописи и оформления икон
Термины иконописи и оформления икон
Тег

Термины иконописи и оформления икон

Термины иконописи и оформления икон
Найденo 14 статей
Термины
Иконография
Иконогра́фия, устойчивая система изображения персонажей, предметов, сюжетов  в изобразительном искусстве. В узком и наиболее характерном смысле – особая изобразительная каноничность, присущая преимущественно сакральному искусству. Устойчивые изобразительные схемы встречаются и в светском искусстве, представляя соответствующие социальные ритуалы (придворный церемониал, правила этикета, символизм повседневной человеческой активности, схемы поведения и т. д.).
Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона. Лицевая сторона. 1-я треть 12 в.
Термины
Мерная икона
Ме́рная ико́на, русский тип иконы, существовавший во 2-й половине 16 – начале 20 вв. Её размер определялся мерками новорожденного, с которого снимали «долготу роста» и ширину плечиков. На мерных иконах изображали небесного покровителя младенца. Первые такие образы создавались для членов царской семьи, например для сыновей Ивана IV Васильевича – царевичей Ивана, Фёдора и Дмитрия (все – Музеи Московского Кремля). Впоследствии традиция заказывать мерные иконы распространилась среди представителей аристократии.
Мерная икона «Мученица Наталия Никомедийская, с преподобным Антонием Великим в молении образу Богоматери Тихвинской». Ок. 1714
Термины
Оклад (в христианском искусстве)
Окла́д, декоративное покрытие иконы или книжного переплёта. Оклады икон (известны с 9–10 вв., восходят к металлическим чеканным пластинам, которыми декорировали раннехристианские алтарные преграды) могут покрывать икону целиком, закрывать только «доличное письмо» или фон, изготавливаться из серебра, золота, золочёной или посеребрённой меди и быть целиком выкованными или оттиснутыми на металле, а также состоять из отдельных деталей, украшаться чеканкой, басмой, сканью, чернью, эмалями, жемчугом, драгоценными камнями. Древнейшие книжные оклады известны в Византии с 7–8 вв. (восходят к императорским диптихам), были широко распространены в искусстве «Каролингского возрождения», «Оттоновского возрождения», романского стиля.
Оклад на икону «Троица» Андрея Рублёва. 16–18 вв. Мастерские Московского Кремля
Термины
Канон (изобразительное искусство)
Кано́н (греч. κανών – прави́ло, отвес, эталон, линейка, норма, правило), нормативный художественный образец, задающий совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху, а также сам свод таких правил. Название заимствовано из несохранившегося сочинения древнегреческого скульптора Поликлета, которое было посвящено модулю построения совершенной человеческой фигуры, воплощённому в его статуе «Дорифор» (5 в. до н. э.). Эту статую также называли каноном и использовали в качестве образца для подражания. Термин наиболее часто используется применительно к иконописи.
Статуя «Дорифор». (Канон Поликлета). Римская копия 1 в. с оригинала Поликлета. Ок. 450 до н. э.
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна
Дробница (в христианском искусстве)
Дро́бни́ца, в восточнохристианском церковном искусстве пластина для украшения окладов икон, богослужебной утвари и книг, облачений священнослужителей, пелен, платов и т. д. Дробницы могут быть орнаментальными, с надписями, но чаще – лицевыми, т. е. с изображениями Христа, Богородицы, святых, праздников. Как правило, имеют круглую или овальную форму, часто напоминая медальоны, но могут также быть прямоугольными, четырёхлепестковыми, с полукруглым или килевидным завершением (дробницы-«киотцы»); оклады книг порой оформляются наугольными (треугольными) дробницами. Выполняются из золота, серебра и недрагоценных металлов в технике литья, украшаются чернью, чеканкой, резьбой и т. д. В разные периоды имели распространение эмалевые дробницы (перегородчатая и выемчатая эмаль константинопольской и древнерусской работы на окладе Мстиславова Евангелия, 12 в., Исторический музей; произведения ростовской финифти 18–19 вв., и др.). Дробницы на окладе иконы часто располагались как иконные клейма, а на ткани могли вместе образовывать определённое изображение (например, голгофский крест на покрове на гробницу).
Дробница с оклада иконы в виде медальона с изображением святого Матфея. Византия. Ок. 1100
Термины
Мандорла
Ма́ндо́рла (сияние славы; итал. mandorla, букв. – миндаль), ореол миндалевидной (реже круглой или ромбовидной) формы в христианском искусстве, символ божественного света и присутствия Небес на земле. Встречается с 5 в., среди источников называют древнеримское и буддистское искусство. Чаще всего окружает фигуру Христа (иконографический извод «Христос во славе»; сцены «Преображения», «Сошествия во ад», «Вознесения», «Успения Богородицы» и апокалиптического видения) и Богородицы («Маэста», «Коронование Богоматери», «Вознесение»). В мандорле могут также изображаться святые в момент апофеоза, например, Франциск Ассизский.
Вознесение. Миниатюра из Евангелия царицы Млке. 862
Термины
Личное письмо (искусство)
Лично́е письмо́, в иконописи изображение лика и других открытых частей тела святого. Как правило, исполняется знаме́нщиком (главным иконописцем) или отдельным мастером – личнико́м. В процессе написания «лично́го» по предварительному рисунку прокладывается санкирь (тёмный слой из смеси охры и сажи), за ней следуют вохрение, нанесение подрумянки (красных тонов) и акцентов в виде движков, или оживок (мазков чистых белил); очертания лика подчёркиваются тонкими линиями – описями.
Богоматерь Умиление. Пядничная икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Москва. Последняя четверть 14 в.
1
2