Ямасита Рин
Ямаси́та Рин (山下里舞, 山下りん; в крещении Ирина; Ирина-Рин, Ирина Ямасита Рин) (16.6.1857, Касама, провинция Хитати, ныне префектура Ибараки – 26.1.1939, там же), японская художница, представительница направления ёга и первая иконописица в Японии.
Родилась в небогатой самурайской семье в небольшом княжестве (хан) Касама на северо-востоке о. Хонсю; княжество с конца 18 в. управлялось даймё из клана Макино. После смерти отца (1863) Ямасита и двое её братьев воспитывались матерью.
Первый токийский период
Достоверных сведений о её детстве и юности нет, но, по семейному преданию (Ода. 1977. С. 7–8), в 1872 г. в возрасте 15 лет Рин убежала в Токио (в 100 км от Касамы) учиться живописи. В столице Ямасита брала уроки в частных школах дзюку: вначале у художников укиё-э Тоёхары Тиканобу и Тоёхары Кунитики, затем у художника школы Маруяма Цукиоки Рансэцу. В 1875 г. перешла в частную школу европейской живописи Накамару Сэйдзюро, ученика одного из первых преподавателей масляной живописи в Японии – живописца Каваками Тогая.
Узнав об открытии в Токио Школы искусств при Инженерном колледже (Кобу бидзюцу гакко) в 1876 г., Ямасита в декабре того же года подала заявку на прохождение вступительных экзаменов, после которых была зачислена в класс масляной живописи. За обучение заплатил Макино Садаясу, бывший даймё княжества Касама. Первые два года класс вёл приглашённый из Италии профессор туринской Королевской академии изящных искусств Альбертина А. Фонтанези, после отъезда которого из Японии (сентябрь 1878) часть учеников покинули школу. Несмотря на разочарование от преподавательского уровня итальянского художника П. Ферретти, приехавшего на смену Фонтанези, Ямасита оставалась в школе до октября 1880 г., но, окончательно разочаровавшись, покинула её, не выполнив выпускную работу и не получив диплом. За время учёбы проявились её способности рисовальщицы – как в академических штудиях, так и в зарисовках с натуры; некоторые из них сохранились в собрании семьи художницы (Музей Хакуринкё, Касама).
Во время обучения в Школе искусств через свою однокурсницу Ямамуро (в замужестве Окамура) Масако, принявшую православие в 1875 г., Ямасита познакомилась с архимандритом Николаем (Касаткиным) и начала посещать женскую духовную школу при православной миссии в Токио. В 1878 г. крестилась с именем Ирина. Вероятно, сразу после крещения Ямасита начала пробовать силы в иконописи, т. к. в рапорте Совету Православного миссионерского общества от 1878 г. архимандрит Николай упоминает Ямаситу Рин уже как иконописицу (Накамура. 2004. С. 27). Однако изначально планов заниматься иконописью профессионально у неё не было.
Архимандрит Николай регулярно указывал на необходимость развития иконописной мастерской при православной миссии и во время своей поездки в Россию (1879–1880) ходатайствовал об организации стажировки для японской художницы-христианки. О принятии на обучение он договорился с настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге Феофанией. Иконописная мастерская монастыря с 1870-х гг. выполняла заказы для Японии, куда с 1870 по 1880 г. было отправлено 7 иконостасов и 140 икон (Успенский. 2004. С. 128).
Предполагалось, что в Россию поедет Ямамуро Масако, которая училась в Школе искусств за счёт миссии, но ко времени возвращения архимандрита Николая из России в Токио (в ноябре 1880) Масако вышла замуж и её кандидатура отпала; вместо Ямамуро Масако пройти обучение в петербургской мастерской было предложено Ямасите.
Обучение в Санкт-Петербурге
30 ноября (12 декабря) 1880 г. Ямасита Рин отплыла из Японии и 26 февраля (10 марта) 1881 г. прибыла в Санкт-Петербург на поезде из Одессы. Через неделю Ямасита, поселившись в Воскресенском Новодевичьем монастыре, начала обучаться в иконописной мастерской. С первого дня путешествия она делала зарисовки и вела дневник, по которому восстановили хронологию её первого года пребывания в России до 5(17) апреля 1882 г., когда записи обрываются (Ода. 1977).
В иконописной мастерской Воскресенского Новодевичьего монастыря, как описала в своём дневнике Ямасита, работали в «греческой манере» – темперой по доске и в «итальянской манере» – маслом по холсту (Судзуки. 1994. С. 176). Начиная с 1840-х гг. рисунок и живопись иконописицам здесь преподавали профессора и выпускники Императорской Академии художеств (ИАХ): Г. И. Яковлев (1849–1862), П. И. Невзоров (1862–1869), А. А. Колчин (1871–1874), Н. И. Тихобразов (1874), А. И. Малышев (1860–1874). В 1879 г. для консультаций при изготовлении икон для иконостаса нового православного собора в Токио (Воскресения Христова, также известен как Никорайдо) в мастерскую был приглашён ректор ИАХ – гравёр Ф. И. Иордан, который оказывал всяческую поддержку японской ученице.
В конце лета 1881 г. Ямасите разрешили посещать Эрмитаж для изучения произведений живописи. С середины августа до конца ноября она сделала три копии с религиозных картин. На данный момент достоверно известно лишь об одной сохранившейся копии, упомянутой в её дневниках как «Апостол» (Музей искусств Касама Нитидо, Касама): она сделана с картины Г. Рени «Святой Иероним» (1640–1642, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Оригиналы двух других упоминаемых картин – «Мадонна» и «Господь, несущий Крест» – пока не идентифицированы, т. к. не сохранились изображения копий, выполненных художницей. В собрании семьи сохранился картон «Богоматерь с Младенцем и святым Иоанном Крестителем» (45,9 × 33,8 см, ныне в Музее Хакуринкё) – копия, выполненная маслом, очевидно, с европейского оригинала или гравюры. В начале декабря 1881 г. руководство монастыря запретило художнице посещать Эрмитаж, указывая, что она должна уделять больше времени иконописи (Ода. 1990. С. 34). Однако при содействии Ф. И. Иордана с января 1882 г. Ямасита смогла посещать классы живописи и рисунка в ИАХ. Одним из немногих законченных произведений её петербургского периода стал эскиз для обложки японского сборника «Православный вестник» (япон. 正教新報, Сэйкё Симпо) 1882 г. (коллекция Оды Хидэо), отправленный Рин в письме архимандриту Николаю в Токио.
В 1882 г., испытывая проблемы со здоровьем, сложности во взаимоотношениях с монастырскими наставницами и в целом неудовлетворённость от процесса обучения, по совету архимандрита Николая Ямасита решила прервать стажировку и вернуться в Японию.
Второй токийский период
По возвращении из России (в апреле 1883) Ямасита Рин поселилась в Токио в женской духовной школе при православной миссии. Однако, желая продолжить обучение западноевропейской живописи, в октябре 1884 г. Ямасита покинула миссию [Николай (Касаткин; архиеп. Японский). 2004. С. 262]. В это время она пробовала силы в офорте и книжной иллюстрации (например, к первому переводу на японский язык поэмы «Рейнеке-лис» И. В. Гёте, 1884). Сохранились её зарисовки с натуры, сделанные во время путешествия по области Хаконе в 1888 г. вместе с подругой и однокурсницей по Школе искусств – художницей масляной живописи Дзиннака Итоко (рисунок «На пленэре», Музей Хакуринкё). Ямасита искала себя и в традиционной японской живописи нихонга, продолжая также работать маслом – как в портретном, так и в историческом жанрах (Судзуки. 1994. С. 178). В течение шести лет Ямасита пробовала себя в разных видах изобразительного искусства, пытаясь в том числе заработать рисунками для рекламных объявлений в газетах и журналах.
В 1889 г. Ямасита вернулась к иконописи и уже к осени того же года активно работала над заказами для японских приходов [Николай (Касаткин; архиеп. Японский). 2004. С. 362, 411]. При поддержке архимандрита Николая Ямасита поселилась в комплексе миссии в районе Канда рядом с собором, где ей также выделили комнату и для мастерской, получившей название «Иконописная мастерская православной церкви» (Сэйкёкай сэйдзобёсякан, буквально – Здание православной иконы). Хотя сведений о работе мастерской сохранилось мало, известно, что в 1893 г., помимо Ямаситы, там работала художница Такахаси Масуко, а в конце 19 в. – Сибаяма Хидэко (в замужестве Ои, в крещении Мария), которую в 1900 г. архимандрит Николай отправил учиться в Россию иконописи (Судзуки. 1994. С. 177).
В 1918 г. в 61 год Ямасита вернулась в Касаму, где жила в доме младшего брата до самой смерти в возрасте 81 года. После 1918 г. из-за ухудшения зрения (страдала катарактой) и значительного сокращения числа заказов на православные иконы после Октябрьской революции 1917 г. почти не занималась иконописью. Похоронена на кладбище при буддийском храме Косёдзи в г. Касама.
Ямасита Рин как иконописица
Несмотря на то что, по воспоминаниям современников, она нечасто рассказывала о своём пребывании в Санкт-Петербурге, обучение в монастырской иконописной мастерской позволило Ямасите Рин хорошо изучить православную и в целом христианскую иконографию, познакомиться с техникой и художественными приёмами, принятыми в русской иконописи 19 в. Привезённые из России литографии и гравюры стали важным иконографическим подспорьем в её работе наряду с иконами русских мастеров. Будучи по первоначальному образованию художницей масляной живописи, она и в иконописи выбрала направление, опиравшееся на академическую религиозную живопись. Это отчётливо выражено в иконе «Воскресение Христово» (1891, Эрмитаж), преподнесённой цесаревичу Николаю Александровичу (будущему императору Николаю II), – наиболее ранней из точно датированных икон Ямаситы.
В иконографии Ямасита также предпочитала следовать академическим, а не «греческим» образцам. Характерным примером её метода служит икона «Моление о чаше» (повторения разных лет), выполненная Ямаситой по образу из иконостаса собора Воскресения Христова (Никорайдо) в Токио, написанному петербургским иконописцем В. М. Пошехоновым. Композиция его иконы разработана на основе одноимённой картины Ф. А. Бруни (1834–1836, Русский музей, Санкт-Петербург; 1836, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева).
Другим примером подобного подхода может служить выполненный Ямаситой для токийского собора алтарный образ «Воскресение Христово» (1890-е гг.). В качестве образца для композиции Рин взяла икону из часовни российского посольства в Токио, повторявшую композицию «Воскресения Христова» (1843) К. А. Штейбена из Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (Сузуки. 2018. С. 108–109).
Среди её работ есть примеры копирования европейских картин (вероятно, сделаны по литографиям). В качестве иконографического источника Ямасита неоднократно обращалась и к иллюстрациям Г. Доре к Библии (1866), повторяя его композиции целиком («Благовещение», 1910-е гг., Благовещенский собор, Киото).
Одним из любимых Ямаситой Рин живописных произведений была «Тайная вечеря» Г. И. Семирадского (1878, запрестольная композиция храма Христа Спасителя в Москве, сохранилась частично), которую она повторяла 11 раз; сохранились 7 таких произведений, которые хранятся в Музее искусств Касама Нитидо, а также в церкви Покрова Богородицы в Осаке, в церкви Рождества Христова в г. Хамамацу, в церкви Святого Пантелеймона в деревне Сукава (префектура Гумма) и др. (Suzuki. 2018. P. 64).
Ямасита работала и в «греческой» манере, хотя здесь ей в большей степени свойственна скованность рисунка и статичность в расстановке фигур. Кроме того, в одном заказе она могла соединить разные стили: так, в четырёхрядном иконостасе для церкви Покрова Богородицы в Сидзуоке ряд образов святителей исполнен маслом по холсту в академической манере, в то время как иконы праздников в верхних рядах следуют византийской иконографии (с 2014 иконы трёх верхних рядов хранятся в Образовательном музее Университета Тамагава, Токио).
Сохранение и изучение наследия
Из-за того, что Ямасита не подписывала иконы, исследователи значительно расходятся в оценке числа её сохранившихся работ. Ей приписывается от 120 до 250 икон, созданных за период с 1890 по 1918 гг. и находящихся ныне в 39 церквах Японии. Её единственная подписанная икона – «Владимирская Богоматерь» (1901, доска, масло, 15,1 × 12,1 см, Музей Хакуринкё). Некоторые иконы атрибутируются по публикации в «Православном вестнике» об отправке икон из Токио в другие города Японии, по записям в церковных реестрах или дарственным надписям («Козельщанская икона Божией Матери», 1895, с надписью на обороте о том, что икона была прислана из Токио в 1896; хранится в православной церкви в бывшем г. Янахара, ныне г. Мисаки, префектура Окаяма).
Поскольку значительное число икон, выполненных в мастерской Ямаситы для токийского собора Воскресения Христова, погибла в результате разрушений и пожаров после катастрофического землетрясения 1923 г. и бомбардировок 1945 г., в ходе Второй мировой войны, большая часть её наследия сохранилась в церквах других областей Японии («Двенадцать праздников», церковь Воскресения Христова в г. Хакодате; «Двенадцать праздников» из иконостаса в церкви Успения в местечке Камимуса, о. Хоккайдо; «Сошествие Святого Духа» в церкви Святого евангелиста Матфея в г. Тоёхаси, префектура Айти, и др.).
В 2019 г. в Касаме – родном городе Ямаситы Рин, был открыт небольшой Музей Хакуринкё, где выставлены материалы из собрания её семьи (коллекция Оды Хидэо). Произведения Ямаситы также представлены в экспозиции Музея искусств Касама Нитидо в Касаме и в коллекции Образовательного музея Университета Тамагава в Токио.
Исследования творчества Ямаситы Рин публиковались начиная с 1960-х гг. В 1969 г. историк искусства Ока Исабуро выпустил фундаментальную статью, в которой впервые проанализировал её стиль и, опираясь на формально-стилистический анализ и исторические документы, убедительно доказал авторство Ямаситы Рин для цикла «Двенадцать праздников» из церкви Воскресения в Хакодате (Ока. 1969). В 1977 г. внук младшего брата Ямаситы Рин – историк Ода Хидэо – восстановил биографию художницы по сохранившимся в семье дневникам и другим источникам. Исследованиями по атрибуции икон в 21 в. продолжает заниматься историк искусства Судзуки Мититака Сава (Судзуки. 1994; Suzuki. 2014; Сузуки. 2018, и др.).
Иконы и картины Ямаситы Рин неоднократно экспонировались на выставках как монографических (1999, Музей искусств г. Тиба; 2004, Музей современного искусства Хоккайдо, Саппоро; 2015, Образовательный музей Университета Тамагава, Токио; 2019, Музей искусств Касама Нитидо, Касама), так и сборных («130 лет японской живописи маслом ёга», 2022, Музей искусств г. Кусиро).