Нихонга
Нихо́нга (日本画, буквально – японская живопись), живопись традиционного направления в Японии конца 19 – начала 21 вв. Словом «нихонга» называют всю национальную живопись (с 8 в.); термин «школа (направление) нихонга» возник в последней трети 19 в. в связи с тем, что, наряду со средневековой художественной традицией, появилось новое европеизированное направление в японской живописи – ёга (станковые картины маслом).
Художники нихонга продолжают исполнять свои произведения тушью и клеевыми водорастворимыми красками на шёлке и бумаге, в форме свитков, вееров, ширм, панно; наряду с творческим претворением традиционных форм и жанров («цветы и птицы», «горы и воды», изображения красавиц) нередко обращаются к современным темам.
В 1880 г. в Киото открылась первая японская школа живописи, где обучали и нихонга, и ёга; в 1896 г. возникла Ассоциация живописи (Нихон кайга кёкай) – профессиональное объединение мастеров нихонга (Такэути Сэйхо, Кикути Хобун, Ямамото Сюнкё, Кикути Кэйгэцу, Нисияма Суйсё, Фукуда Хэйхатиро и др.). В 1884 г. в Токио создано Общество поощрения живописи (Кангакай), среди его членов – Окакура Тэнсин, Ёкояма Тайкан, Хисида Сюнсо, Симомура Кандзан. При поддержке этого общества в 1887 г. была открыта Токийская школа изящных искусств. Более консервативное направление представляли мастера Японской ассоциации искусства в Токио (основана в 1887).
К крупнейшим мастерам нихонга 20 в. принадлежат Имамура Сико, Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэй, Маэда Сэйсон, Томиока Тэссай, Уэмура Сёэн, Каваи Гёкудо, Хирафуку Хякусуй, Кавабата Рюси, Ёкояма Мисао, Маруки Ири, Хасимото Мэйдзи, Ито Синсуй, Ямагути Хосюн, Хигасияма Кайи, Такаяма Тацуо и др.
На протяжении 20 – начала 21 вв. школа нихонга претерпела ряд изменений; сохраняя традиционную основу, японская живопись восприняла некоторые стилистические черты западного искусства, иногда сближаясь с ёга.