Гуахибо
Гуахи́бо (исп. guahibo, sikuani, jivi, jiwi; уахибо, увайва, вайва), группа индейских народов на северо-востоке Колумбии (левобережье Ориноко, между реками Араука и Гуавьяре) и в пограничных районах Венесуэлы.
Включают:
собственно гуахибо [сикуани; самоназвание – hiwi (люди)] – 52,4 тыс. человек в Колумбии (2018, перепись); 24,2 тыс. человек в Венесуэле (2011, перепись);
куиба [куива, чирикоа; самоназвания – моне (люди), вамоне (наши люди)] – 0,9 тыс. человек в Колумбии (2018, перепись); 0,4 тыс. человек в Венесуэле (2011, перепись);
гуаяберо (кунимиа) – 2,9 тыс. человек в Колумбии (2018, перепись);
макагуа (макагуане, хитну) – 1,8 тыс. человек в Колумбии (2018, перепись).
Оседлые группы называют кочевых гуахибо матасинипи-хиви («люди саванны»), сикуани («дикари»). Общая численность в Колумбии около 58 тыс. человек (2018, перепись), в Венесуэле 24,6 тыс. человек (2011, перепись).
Говорят на языках семьи гуахибо. Письменность на основе латинской графики. Свыше половины гуахибо говорят также на испанском языке. 70 % гуахибо – католики и протестанты, остальные придерживаются традиционных верований.
Контакты с европейцами с 1538 г. (экспедиция Н. Федермана). В 16 – начале 19 вв., по мере вымирания соседних оседло-земледельческих народов (салива, араваков-ачагуа и др.), ведшие подвижный образ жизни гуахибо распространились почти по всей территории льянос.
Традиционная культура типична для полуоседлых индейцев южноамериканских саванн. Традиционные занятия – бродячая охота (с луком и стрелометательной трубкой), рыболовство, собирательство; возможно, были знакомы с земледелием. В 18 в. после ассимиляции остатков аравакских групп гуахибо, освоив зону галерейных лесов вдоль рек, перешли к подсечно-огневому земледелию (в основном горький и сладкий маниок, батат, ямс). Проникновение с середины 19 в. на их территорию скотоводов-креолов приводило к столкновениям до 1960-х гг. С 1950-х гг. часть гуахибо переселяется в Венесуэлу. С 1980-х гг. для гуахибо были созданы резервации (некоторые – совместно с салива и ачагуа), среди них действуют протестантские миссионеры. Государство содействует обучению гуахибо навыкам скотоводства, призванного заменить охоту.
Сохраняются ремёсла: резьба по дереву, изготовление лодок-долблёнок и плотов, плетение (корзины, сита для просеивания маниоковой муки) – среди мужчин (ныне плетением корзин на продажу стали заниматься женщины); изготовление тапы, керамических сосудов (техникой кольцевого налепа) с лепными антропоморфными изображениями и жаровен для прожаривания маниоковой муки – среди женщин.
Традиционное жилище – навес или хижина с куполообразной или двускатной спускающейся до земли крышей из травы и листьев. Родовая организация отсутствует. Брак патрилокальный, практикуются полигиния, добрачная свобода общения полов, билатеральные кросскузенные браки. В прошлом было заметное число мужчин-травести, выполняющих женские социальные функции. Большие семьи объединяются в экзогамные общины во главе со старейшиной и шаманом. Атрибут шамана – погремушка-марака из тыквы-горлянки, украшенная перьями птицы паухиль (Mitu tomentosus). К шаманам гуахибо нередко обращаются и креолы. Сохраняются ритуалы, связанные с употреблением галлюциногенного порошка йопо из бобов дерева анаденантера иноземная (Anadenanthera peregrine), инициации девушек, вторичные захоронения в керамических сосудах.
Музыкальные инструменты – флейта из длинных костей оленя, тростниковая многоствольная флейта. Среди мифологических сюжетов – о вознесении на небо мужчины-Солнца и женщины-Луны; о дереве, на котором зрели все культурные растения; о появлении людей из-под земли; цикл о Кувеи (персонаж, общий с араваками), или Фурна́минали (создание женщины из дерева, её похищение стервятниками и возвращение; победа над её отцом Змеем и его превращение в Млечный Путь).