Гроот Георг Кристоф
Гро́от Гео́рг Кри́стоф (Георг Кристоф Грот, Georg Christoph Grooth; Георгий Христофор, Георг Христофор, Христофор Грот) [10.1.1716, Штутгарт – 17(28).9.1749, Санкт-Петербург; по другим источникам – Царское Село Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне г. Пушкин в черте Санкт-Петербурга], немецкий и российский живописец, портретист, автор религиозных композиций. Преимущественно работал в Санкт-Петербурге.
Старший сын Иоганна Кристофа Гроота (1687–1764; от первого брака с Катариной Елизаветой Гроот), придворного живописца герцогов Вюртембергских и хранителя картинной галереи в Людвигсбурге (столица герцогства Вюртемберг). Брат И. Ф. Гроота. И. К. Гроот и четыре его сына от двух браков составили династию живописцев, каждый из которых имел свою специализацию. Отец был первым наставником сыновьям в художественном ремесле.
До 1736 г. Г. К. Гроот оставался в Людвигсбурге, где вместе с художниками И. Ф. Вайсбродом и И. Б. Феррадини участвовал в росписи интерьера «комедийного дома» (придворного театра). Затем совершенствовал своё мастерство у дрезденского живописца А. Маниоки (1738). В 1739 г. упоминается в списках членов гильдии живописцев в Праге. В 1740 г. жил в Гданьске, где исполнил портреты медика И. А. Кульмуса и художника Я. Весселя (известны по гравюрам, соответственно, И. Штенглина и М. Дейша). Затем перебрался в Ревель (ныне Таллин), где написал «Портрет генерала-губернатора В. Левендаля с женой» (1741, Государственный музей-заповедник «Гатчина»). Левендаль рекомендовал художника российской правительнице Анне Леопольдовне в качестве придворного живописца. В июле 1741 г. Гроот прибыл в Санкт-Петербург, где с ним был заключён официальный договор от 1(12) октября 1741 г. на два года. Художник принят на российскую службу в должности гофмалера (придворный живописец) с жалованьем 1500 руб. в год, «да сверх того квартира, или вместо квартиры по десяти рублев на месяц, да на дрова по тридцати рублев в год» (цит. по: Маркина. 1999. С. 78).
После переворота, совершённого 25 ноября (6 декабря) 1741 г. в пользу дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны, живописец продолжил работать при Императорском дворе. «Иноземец Христоф Грот» (Маркина. 2017. С. 136) вместе с Л. Караваком и И. Я. Вишняковым в феврале 1742 г. посланы в Москву для оформления коронационных торжеств Елизаветы Петровны. 9(20) ноября 1742 г. Гроот принёс присягу новой императрице в церкви Святого Михаила в Немецкой слободе, что означало принятие им российского подданства.
Исполнил парадный портрет великого князя Петра Федоровича (1743, Третьяковская галерея, Москва; далее – ГТГ). По указу Академии наук от 8(19) августа 1743 г. к живописцу направлены художник И. Э. Гриммель и гравёр И. Штенглин для исполнения живописных и миниатюрных копий, а также гравюр с этого портрета. В октябре 1743 г. контракт с Гроотом продлён «на прежних кондициях». 6(17) декабря 1743 г. издан указ о передаче ему в смотрение, содержание и исправления «имеющиеся в камер цалмейстерской конторы в наличности работы». С тех пор Гроот именовался в документах «галереи директор и придворный малер» (цит. по: Маркина. 1999. С. 84–85).
Гроот существенно разнообразил иконографию портретов Елизаветы Петровны. Немецкий живописец сумел тонко уловить вкус русской императрицы и отразить специфику придворной жизни её царствования. На изображениях его кисти Елизавета Петровна предстаёт в различных образах: мудрая правительница на троне на полотне из Государственного музея-заповедника «Гатчина» (около 1744), храбрая предводительница Лейб-кампании («Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743), таинственная дама на балу на «Портрете императрицы Елизаветы Петровны в чёрном маскарадном домино с маской в руке» (1748, обе – ГТГ), прекрасная богиня на портрете в образе Флоры (1748–1749, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Пушкин).
Гроот сумел создать произведения в стиле рококо, в которых гармонично сочетаются лучшие достижения европейского искусства и реалии Императорского двора; он соединял изящество аксессуаров с индивидуализированной характеристикой – портреты великого князя Петра Федоровича на коне (около 1742, ГТГ; около 1742–1744, Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ), великой княгини Екатерины Алексеевны на коне (предположительно 1744, ГРМ), обер-камергера Ф. В. Берхгольца, графа О. Ф. Брюммера (оба – 1742, Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»), А. Н. Демидова (до 1745), генерал-фельдмаршала князя В. В. Долгорукова (до 1746); парные портреты супругов графини В. А. Шереметевой (урождённая княжна Черкасская, дочь князя А. М. Черкасского; 1746, все – ГТГ) и графа П. Б. Шереметева (1747, Музей-усадьба «Кусково», Москва), портретная серия князей Куракиных (1748–1749, ГРМ и Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Гроот стоял у истоков музейного дела в России. Вместе со своим соотечественником Л. К. Пфандцельтом, принятым на российскую службу 1(12) декабря 1743 г., он начал первую инвентаризацию придворного собрания, следил за его сохранностью и своевременной реставрацией экспонатов. Гроот владел собственной коллекцией и неоднократно получал от отца из Людвигсбурга для продажи в Санкт-Петербурге произведения искусства. Он формировал первые картинные галереи в России; так, летом 1745 г. императрица объявила о намерении «завести» картинную галерею в Царском Селе, а Грооту поручена «комиссия» по отбору и доставке работ. В декабре 1745 г. представлен список из 80 произведений, выписанных из Праги; в июне 1746 г. – 115 произведений, выписанных и привезённых из немецких земель (см.: Маркина. 1999. С. 85–104).
Искусство Гроота внесло весомый вклад в расширение границ стиля рококо не только в светской, но и в религиозной живописи. В январе 1749 г. последовал указ о поручении «икони писать живописцу Гроту» (Маркина. 1999. С. 104) для церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца в Царском Селе. Художник определил себе в помощники И. Г. Вебера. Грооту удалось завершить четыре образа: «Тайная вечеря», «Спаситель», «Богоматерь с младенцем» и «Коронование Богоматери» (все не сохранились). Внезапная смерть от скоротечного туберкулёза прервала эту работу. Как сообщал в своём донесении бригадир П. Н. Григорьев из Царского Села: «живописной мастер болшой грод сего сентября 17 числа умре» (цит. по: Маркина. 1999. С. 106).
Незадолго до смерти, 22 августа (2 сентября) 1749 г., женился на Анне Елизавете (урождённой Бёкельман). Был похоронен на Сампсониевском кладбище в Санкт-Петербурге.
Среди учеников живописца – И. П. Аргунов и К. Белявский (учился в 1749).