Гражданское согласие
Гражда́нское согла́сие, установление единодушия, согласия между различными социальными силами гражданского общества (или среди его большинства) по основным проблемам социальной жизни, позволяющее гражданам осуществлять согласованные действия по разрешению этих проблем. Гражданское согласие основано на совпадении взглядов и на сходных ориентациях индивидов и их объединений. Для его возникновения необходимо политическое оформление различных социальных групп и слоёв, союзов и организаций, в явной форме выражающих интересы членов гражданского общества. В истории общественной мысли гражданское согласие неразрывно связано с общесоциологической категорией консенсуса, которую развивали в своих трудах Г. Лебон и Г. Тард, Э. Дюркгейм с его социологическим подходом, М. Вебер, предложивший смысловую модель идеального типа консенсуса, и Ю. Хабермас, автор теории коммуникативного действия в феноменологической социологии «жизненного мира» (Акмалова. 2011).
Достижение гражданского согласия
Достижение гражданского согласия возможно благодаря переговорным процессам и поиску компромиссов; государству в этих процессах отводится роль центрального арбитра, посредника и координатора сталкивающихся интересов разных слоёв гражданского общества. Гражданское согласие представляет собой результат нахождения точек соприкосновения социальных сил, функционирующих в рамках общественного договора как реального переговорного процесса.
В этом смысле идее гражданского согласия наиболее адекватна концепция общественного договора из трудов Дж. Локка, рассматривавшего государство в качестве одной из сторон этого договора, а не субъекта вне его и над ним. Современное понимание гражданского согласия во многом проистекает из того, что Дж. Локк писал во втором из его «Двух трактатов о правлении» о гражданском обществе и суверенитете, носителями которого, согласно его концепции, являются граждане, обладающие политическими правами (Локк. 1988). Они образуют представительные органы вроде парламента, где представлены и соучаствуют все или большинство из участников гражданского процесса, и в слаженной работе этих органов и претворении принятых ими решений в жизнь общества выражается то самое гражданское согласие. Считается, что в обществе, где достигнуто максимальное (по наибольшему числу вопросов и между большинством субъектов) гражданское согласие, невозможны социально-политические конфликты и разрушительные тенденции (Акмалова. 2011).
Предпосылки гражданского согласия
Некоторые современные исследователи рассматривают гражданское согласие как базовое основание потенциальной идеологии для общества в условиях переходного периода (Кумкин. 2008). Такое отношение к этой концепции имеет свои экономические, политические, социокультурные и правовые предпосылки.
Экономические сводятся главным образом к рассмотрению человека как субъекта собственности, что выражается в идее самопринадлежности человека, т. е. никто не должен быть объектом чужой собственности, заложником чужой воли. Если субъекты таковыми не являются и обладают свободой проявления воли и свободным отношением к миру, то они могут считаться и субъектами гражданского согласия (Шрадер. 1999). Политические предпосылки выражаются в возможности людей консолидироваться в социальные образования с целью закрепления своих экономических интересов (Ханипов. 1987) и противостояния другим социальным образованиям по идейным основаниям. Идеи, находящие широкую поддержку масс, обретают статус идеалов и становятся факторами общественного развития, а границы оптимального решения общественных проблем выходят за пределы индивидуальности, относятся к ведению коллективных субъектов. Социокультурные предпосылки заключаются в ассимиляции поведения одних групп другими и в конечном счёте всем обществом, что представляет собой постепенный процесс, при котором большинству общества свойственно торможение осуществления инновационных проектов из-за желания сохранять психологический комфорт. Таким образом, условный консерватизм большинства обеспечивает естественный паттерн поведения, отсеивающий заблуждения от истины при складывании новых форм социума (Тойнби. 1991). К правовым предпосылкам относится выполнение государством роли главной правовой инстанции, обеспечивающей диалог между разными «полуавтономными социальными сферами» (Гриффитс. 1995), т. е. разными сообществами внутри государства, и предоставляющей им полномочия по решению внутренних проблем.