Нибелунги
Нибелу́нги (Нифлунги; нем. Nibelungen; др.-исл. Niflungar, древнейшая форма Hniflungar), герои германо-скандинавского эпоса. Имя Нибелунги традиционно возводилось к др.-верхненем. nebul, др.-исл. nifl – туман (сравни Niflheimr – загробный мир), по-видимому, в результате вторичной этимологии. Согласно современным исследованиям, *Hnibelunge (Hnibulunge)/Hniflungar – обозначение упоминавшегося в эпосе знатного рода, восходящее к имени легендарного короля-прародителя (остготское Cniva, др.-исл. Hnefi, др.-англ. Hnæf).
Мифы нибелунговского цикла объединяют сюжеты о подвигах Зигфрида (др.-исл. Сигурд из рода Вёльсунгов), добывшего сказочный клад в борьбе с драконом (выигравшего его на поединке – в «Песни о Нибелунгах», где также присутствует мотив борьбы с драконом, которой объясняется неуязвимость Зигфрида, омывшегося в крови поверженного им чудовища), и о бургундских королях Гьюкунгах (нем. Гибихунги; одно из их имён – Нибелунги; в «Песни о Нибелунгах» Нибелунгами названы также первоначальные владельцы клада, а также сам Зигфрид и его подданные) и их гибели при дворе правителя гуннов Аттилы (др.-исл. Атли, нем. Этцель). Эпос о Нибелунгах восходит к эпической традиции готов, бургундов и франков от эпохи Великого переселения народов до правления Карла Великого. Архаичные версии эпоса отражены в древнеисландской «Старшей Эдде» («Пророчество Грипира», «Речи Регина», «Речи Фафнира», «Речи Сигрдривы», «Отрывок песни о Сигурде», «Первая песнь о Гудрун», «Краткая песнь о Сигурде», «Поездка Брюнхильд в хель», «Песнь об Атли», «Речи Атли»), более поздние варианты – в древнеисландских прозаических изложениях («Младшая Эдда», «Сага о Вёльсунгах», «Сага о Тидреке») и немецком эпосе («Песнь о Нибелунгах», «Плач», «Песнь о роговом Зигфриде»). В основе эддического мифа о Нибелунгах лежит сюжет о роковом сокровище – золотом кладе карлика Андвари, наложившего на него проклятие, вследствие чего оно несёт гибель своим обладателям. Сокровище отнимают у Андвари асы, отдавшие его Хрейдмару (хозяину двора, где им пришлось заночевать) в качестве выкупа за убитого ими сына Хрейдмара – Отра; другой сын Хрейдмара – Фафнир, убив отца, завладевает сокровищем и сторожит его в образе дракона. Сигурд убивает Фафнира (подстрекаемый другим его братом – своим воспитателем кузнецом Регином, который выковывает для этого чудесный меч Грам) и завладевает кладом (узнав посредством волшебства о предательстве Регина, он убивает его), после чего едет на гору Хиндарфьялль, где лежит окружённая огненными щитами и усыплённая Одином валькирия Сигрдрива (Брюнхильд, нем. Брюнхильда/Брунгильда), пробуждает её и обручается с ней. Далее он попадает к Гьюкунгам (братьям Гуннару, нем. Гунтер, и Хёгни – в «Песни о Нибелунгах» – вассал Гунтера Хаген) и, выпив волшебный напиток, который ему дала мать Гьюкунгов Гримхильд, забывает Сигрдриву-Брюнхильд. Став побратимом Гьюкунгов, Сигурд женится на их сестре Гудрун (нем. Кримхильда). Затем обе версии мифа повествуют о сватовстве Гуннара-Гунтера к Брюнхильд, в котором Сигурд-Зигфрид обманом выполняет за него брачные испытания и проводит с Брюнхильд первую брачную ночь. Став королевой бургундов, Брюнхильд ссорится с Гудрун-Кримхильдой, поспорив о превосходстве их мужей («ссора королев» «Песни о Нибелунгах»). Узнав об обмане в брачную ночь, Брюнхильд подстрекает Гуннара-Гунтера отомстить за свою и её честь. После убийства Сигурда-Зигфрида Гудрун-Кримхильда становится женой Атли-Этцеля, который, желая завладеть кладом Гьюкунгов, завлекает их к себе и убивает (в «Песни о Нибелунгах» виновницей гибели бургундов показана Кримхильда, мстящая за смерть Зигфрида), после чего Гудрун убивает его самого и их детей, а дворец Атли гибнет в огне устроенного ею пожара. Дальнейшая судьба Гудрун отражена в «Речах Хамдира» («Старшая Эдда») и связана с другими преданиями эпохи Великого переселения народов (гибель остготского короля Эрманариха/Ёрмунрекка и его причерноморской державы от нашествия гуннов около 375). В «Младшей Эдде», «Саге о Вёльсунгах» и «Саге о Рагнаре Кожаные Штаны» упоминается дочь Сигурда и Гудрун – Аслауг. В «Песни о Нибелунгах» Кримхильда принимает смерть от меча героя Хильдебранда (имеет большое значение в немецком героическом эпосе), а Этцель остаётся жив (в поэме «Плач» он скорбит о погибших). Важное различие эддической и немецкой версий – объект мести Гудрун-Кримхильды: в «Эдде» она мстит Атли за братьев (родовое сознание и приоритет архаической версии об убийстве Аттилы), а в «Песни о Нибелунгах» – убийцам своего мужа Зигфрида (индивидуальное сознание и куртуазная интерпретация). В эпосе о Нибелунгах отражены реальные события эпохи Меровингов – уничтожение гуннами бургундского королевства в Вормсе и разграбление сокровищ Нибелунгов (435–437), смерть Аттилы в присутствии его наложницы Ильдико (453), ссора жён остготских военачальников Урайи и Ильдибада (6 в.), убийство франкского короля Сигиберта, месть и гибель его жены Брунгильды (575–613), убийство франкского короля Дагоберта II на охоте копьём в спину по наущению майордома Эброина (679) и др. Из раннего эпоса вестготов и франков «Вальтарий» происходит фигура Хагена (др.-исл. Хёгни). Немецкие версии доносят наиболее архаические детали предания: имена трёх братьев-королей (Гунтер, Гернот, Гизельхер), объединённые аллитерацией и соответствующие именам последних бургундских королей; локализацию их королевства в Вормсе; имена виновницы смерти Аттилы Ильдико/Кримхильды и Зигфрида; мифы о неуязвимости Зигфрида и единственном уязвимом месте на лопатке из-за приставшего липового листа; об убийстве Зигфрида в лесу у ручья; трактовки Хагена как слуги братьев-королей и Брюнхильды как дикой девы-богатырки с чертами хтонизма (архаические коннотации образа валькирии) и др.
Мифы о Нибелунгах неоднократно интерпретировались в мировой литературе («Герой севера» Ф. де ла Мотта Фуке, трилогия «Нибелунги» К. Ф. Хеббеля, «Воины Хельгеланда» Г. Ибсена, «Брюнхильда» и «Кримхильда» П. Эрнста и др.), опере (тетралогия «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера), оперетте («Весёлые Нибелунги» О. Штрауса) и кинематографе («Нибелунги» Ф. Ланга, «Кольцо Нибелунгов» У. Эделя).