Мейер Конрад Фердинанд
Ме́йер Ко́нрад Фердина́нд, Конрад Фердинанд Майер (Conrad Ferdinand Meyer) (11.10.1825, Цюрих – 28.11.1898, Кильхберг, близ Цюриха), швейцарский немецкоязычный писатель. Из семьи государственного чиновника.
Не получил законченного образования. Самостоятельно изучал историю и культуру Европы, интересовался живописью эпохи Возрождения (особенно творчеством Микеланджело). Овладев французским языком, преподавал историю в Лозанне. В 1857–1858 гг. совершил путешествие по Франции и Италии. Последние годы жизни провёл в изоляции, страдая тяжёлым психическим расстройством.
Дебютировал как поэт: сборники «Двадцать баллад» («Zwanzig Balladen», 1864) и «Романсы и образы» («Romanzen und Bilder», 1870), в которых воспеты природа родного края и жизнь крестьян, не получили признания. В начале 1870-х гг. увлёкся идеей централизации Германии, символом которой стал для него У. фон Гуттен: эпическая поэма «Последние дни Гуттена» («Huttens letzte Tage», 1871, сокращённый русский перевод 1958).
Наибольшую известность принесла историческая проза, обращённая к эпохам Возрождения в Италии, Реформации в Швейцарии и Германии, религиозным войнам во Франции и Англии. Документальная достоверность сочетается в ней с передачей духовно-психологического колорита изображаемого времени, повышенным вниманием к выдающимся личностям и их роли в истории. В романе «Юрг Йенач» («Jürg Jenatsch», 1876, в русском переводе – «Народный вождь Георгий Енач», 1918) об эпохе Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. автор даёт неоднозначную трактовку деятельности героя и ставит вопрос о неправомочности применения аморальных средств для достижения благородной цели.
Среди других произведений – отразившие влияние П. Мериме новеллы «Святой» («Der Heilige», 1880, русский перевод 1922), «Плавт в женском монастыре» («Plautus im Nonnenkloster», 1882, русский перевод 1925), «Искушение Пескары» («Die Versuchung des Pescara», 1887, русский перевод 1958), «Анджела Борджиа» («Angela Borgia», 1891, русский перевод 1902), в которых представлены драматические коллизии из эпохи итальянского Ренессанса.