Ричардс Одри
Ри́чардс О́дри, Одри Изабель Ричардс (Audrey Isabel Richards) (8.7.1899, Лондон – 29.6.1984, Мидхерст), британский антрополог и социолог, внёсшая большой вклад в развитие африканистики, социологии и антропологии питания. Наиболее известная её работа в этой области – «Голод и труд в диком племени: функциональное исследование питания у южных банту» («Hunger and work in a savage tribe: a functional study of nutrition among the southern Bantu». 1932).
Ричардс провела свои юные годы в Индии; получила степень магистра в Ньюнем-колледже (Кембриджский университет, 1928); под руководством Б. Малиновского получила PhD в Лондонской школе экономики (1929), где после этого продолжила преподавать. С 1956 г. – сотрудник Кембриджского университета, основатель и директор Кембриджского центра африканских исследований (Centre for African Studies, 1956–1967). Президент Ассоциации африканских исследований Великобритании (1964–1965), также в 1959–1961 гг. – первая женщина – президент Королевского антропологического института. Член Британской академии наук (1967), командор ордена Британской империи (1955).
Проводила полевые исследования в Северной Родезии (ныне Замбия), исследовала народ бемба (1930–1931, 1933–1934, 1957). Вместе с Малиновским считается основателем функционалистского подхода в социологии и антропологии питания.
В 1930-е гг. самые заметные концепции социологии питания формируются в рамках социальной антропологии. Дж. Дж. Фрэзера, А. Рэдклифф-Брауна, Б. Малиновского и других антропологов интересовали правила питания в примитивном обществе: пищевые запреты – табу; пища как жертва богам – т. е. символизация еды; разнообразные практики и обычаи распределения и приготовления пищи. В чём заключается функционалистский подход в социологии и антропологии питания? Подобно Э. Дюркгейму в социологии, антропологи заявляли, что все т. н. примитивные общества, несмотря на разнообразие их культурных традиций, обычаев, языка и занятий, устроены принципиально одинаково. Для того чтобы исследовать некоторое явление (зачастую непонятное для внешнего наблюдателя – например, пищевые табу), надо определить его функцию в отношении целого, т. е. для чего существует то или иное специфическое явление в процессе воспроизводства группы. Функционалистов интересует, как отдельные явления в жизни целого связаны между собой, – например, они исследуют, как институционализация питания связана с другими социальными институтами.
Однако Малиновский и другие антропологи специально не занимались вопросами питания. Настоящий научный прорыв произошёл после публикации книги Ричардс «Голод и труд в диком племени» (1932), которая была её докторской диссертацией. В ней Ричардс, следуя П. А. Сорокину, пишет, что еда – самая важная потребность человека и общества, даже более фундаментальная, чем другие, в том числе секс. Эту идею, которая по сути опровергает фрейдистскую психологию и психоанализ, подчёркивает в предисловии Малиновский (Richards. 1932. P. x). Ричардс утверждает, что фундаментальные потребности являются биологическими, без их удовлетворения человек и общество не могут существовать, но они приобретают культурную и социальную форму и потому удовлетворяются коллективно.
Свои обычаи и ритуалы питания присутствуют у всех народов, с едой связаны верования, существуют специфические понятия голода и аппетита, обжорства и аскетизма, с едой связаны свои эмоции и удовольствия. Обучение культуре еды составляет важную часть воспитания: детей учат как есть, сколько надо жевать, как сидеть, что можно и нельзя говорить во время еды.
Диета человека определяется не только биологическими или географическими, но и культурными факторами – человек, как правило, ест то, что диктует ему общество. Многие полезные и питательные продукты отвергаются африканскими народами как магически опасные или нечистые. Ричардс пишет, что сомалийцы, например, предпочитают верблюжье молоко, финики и рис, но отказываются употреблять зелёные овощи и имеют стойкое предубеждение против яиц и рыбы; или народы Кении употребляют молоко и кровь животных, но также отличаются стойким неприятием отдельных видов овощей.
Для социологии питания важно то, что Ричардс связывает культуру питания с экономическими институтами производства продуктов питания – такими как охота, собирательство, земледелие, рыболовство, скотоводство, – и технологиями приготовления продуктов питания. Еда представлена в её книге не как простой продукт, удовлетворяющий человеческие потребности, а как символическая конструкция; автор разбирает процессы сакрализации питания, пищевые табу, еду как жертву богам, символ социального единения и т. д. Еда и напитки у местных народов – распространённая тема разговоров и центр интересов.
Одри Ричардс показала, что социальная функция питания состоит в том, что, будучи первичной человеческой потребностью и материальным условием жизни, питание выступает институтом социализации и социального воспроизводства локального общества. В процессах питания социальная группа восстанавливает свои единство и идентичность, но также и отграничивается от других групп.
Отличие социальной структуры питания на Западе и в Южной Африке заключается в отсутствии в этом последнем случае социальной стратификации: вождь ест то же, что и его соплеменники. Кроме того, у местных народов питание неустойчиво, они часто переходят от избытка продуктов питания к дефициту и голоду. Их представления мало связывают питание и здоровье, у них отсутствует медицинский взгляд на еду: питание служит для удовольствия, даёт магическую энергию и силу, не связано с полнотой, которая скорее свидетельство высокого социального положения и удачи, а не просто избыточного потребления продуктов питания. Хотя приготовление пищи занимает много времени, еду далеко не всегда готовят впрок: новый день – это всегда новая пища.
В целом оценивая книгу и заслуги О. Ричардс, Малиновский писал: «...она закладывает фундамент социологической теории питания, на котором другим нужно будет продолжить строительство» (Richards. 1932. P. ix–x).
Одри Ричардс занималась не только вопросами питания народов Африки; её интересовали отношения в семье и структуры родства, различные ритуалы и обряды инициации; самое известное её исследование в этой области – исследование обрядов инициации у народа бемба (Chisungu: a girls' initiation ceremony among the Bemba of Northern Rhodesia. 1956).