Купер Хильда
Ку́пер Хи́льда (урождённая Бимер; Hilda Beemer Kuper) (23.8.1911, Булавайо, Южная Родезия, ныне Зимбабве – 23.4.1992, Лос-Анджелес, США), южноафриканский антрополог, специалист по Свазиленду (ныне Эсватини).
Изучение антропологии начала в Витватерсрандском университете (1928–1932) у А. У. Хёрнле и И. Шапера. В 1932–1934 гг. продолжила обучение в Лондонской школе экономики и политических наук под руководством Б. Малиновского. Вместе с ним в 1934 г. нанесла визит королевской семье по приглашению короля Свазиленда, что дало ей возможность начать полевые исследования среди свази: первый полевой сезон (1934–1935) продлился 16 месяцев, второй – 8 месяцев (1936–1937). На основе этих исследований защитила в 1942 г. диссертацию (Ph. D.), за которую ей была присуждена Мемориальная медаль У. Риверса (Rivers Memorial Medal, 1961).
Ранние работы Х. Купер были подписаны её девичьей фамилией Бимер. В 1935 г. она вышла замуж за юриста Лео Купера из Йоханнесбурга. Оба происходили из среды европейских эмигрантов и относились к еврейской диаспоре Южной Африки, давшей антропологии таких видных учёных, как М. Глакмен, М. Фортес, И. Шапера и племянник Хильды – А. Купер.
Диссертация Х. Купер по свази была опубликована уже под её новой фамилией, однако в двух раздельных книгах. Первая вышла под названием «Африканская аристократия» (1947) в издательстве Международного африканского института (МАИ, Лондон), финансировавшего её исследования. Вторая – «Единство цвета» (1947) – смогла увидеть свет только небольшим тиражом в издательстве Витватерсрандского университета, так как в ней автор подвергла жесткой критике британскую политику косвенного управления. Позже Купер продолжила сотрудничество с МАИ, опубликовав для него два этнографических обзора: «Свази» (1952) и «Шона и ндебеле Южной Родезии» (1954).
Преподавание в Витватерсрандском университете (1940–1945) и этносоциологические опросы, эпизодически проводившиеся в 1937–1945 гг. в Йоханнесбурге, помогли Купер зарабатывать деньги, пока её муж служил в союзных войсках. В 1947–1952 гг. чета Купер проживала в США и Англии: Лео работал над диссертацией (Ph. D.) по социологии. Возвратившись в ЮАР, они поселились (теперь с двумя детьми) в Дурбане, но приступить к преподаванию в Натальском университете (ныне Университет Квазулу-Натал) Купер смогла только в 1959 г. Однако она осуществила ещё несколько этносоциологических опросов (1953–1957) среди городских рабочих-мигрантов, результаты которых были собраны в книге «Индийское население Наталя» (1960).
В 1953 г. Купер и её муж стали одними из ведущих членов-основателей Либеральной партии Южной Африки. Этот шаг означал разрыв с марксистами, за что оба учёных подверглись безжалостной критике с их стороны. Научные дискуссии того времени в ЮАР были тесно связаны с политическим контекстом: неомарксистский подход, импонировавший до определённого момента и таким африканистам, как М. Глакмен, противостоял африканерской теории этноса, считавшей сопоставимыми этнокультурные и расовые черты, что нашло воплощение в концепции «примордиальной культурной идентичности» (Kuper. 1999. Р. 88). Оба историографических тренда сложились в контексте становления режима апартеида: как доминирующая и диссидентская интеллектуальные версии, в рамках которых ценности одной традиции равны антиценностям другой. Увлечение Х. Купер марксистскими идеями повлияло не столько на её научные работы, сколько на её политический активизм. Не последнюю роль в этом сыграл Б. Малиновский, предупредивший её в 1934 г. в одном из писем: «Держитесь подальше от этого еврейского нигилистического коммунизма, который стал причиной заблуждений лучших умов вашей расы» (цит. по: Bank. 2016. Р. 198).
В 1961 г. семья Купер была вынуждена покинуть ЮАР из-за усиления режима апартеида. В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Л. Купер занял должность профессора по кафедре социологии, а Х. Купер – профессора антропологии (1963–1977). В 1965 г. под их редакцией вышел сборник статей «Африканский закон: адаптация и развитие», а также «Урбанизация и миграция в Западной Африке» под редакцией Х. Купер. Оба сборника опирались в основном на работы антропологов, но также представили статьи социологов, юристов и историков.
После получения Свазилендом независимости (1968) Х. Купер обратилась к его королю Собузе II, которого хорошо знала лично, с просьбой принять её в число своих подданных. Это дало ей возможность чаще посещать страну, а сам король попросил её стать своим официальным биографом. Посвящённая ему монография (1978) была основана как на многочисленных интервью, так и на архивных материалах. В ней излагалась история королевской семьи в контексте борьбы за национальную независимость. После смерти (1982) Собузы II Свазиленд оказался погружённым в продолжительную борьбу за трон, и его правящие круги неоднократно обращались за консультациями к Купер как эксперту, в результате чего она оказалась вовлечена в политические интриги. Второе издание (1986) её небольшой книги «Свази: южноафриканское королевство» было дополнено четырьмя новыми главами, в которых исследовательница сознательно отступила от научного объективизма в описании происходящего. Несмотря на политические перипетии, в 1990 г. Купер была удостоена звания почётного доктора Свазилендского университета.
Влияние Х. Купер на общественное мнение не ограничивалось научными работами и политическими памфлетами. Известность получили её художественные произведения. Роман «Тяжесть голода» (1965) жестоко высмеивал культуру белых поселенцев, а пьеса «Ведьма в моём сердце» (1970) и ряд коротких рассказов опровергали негативные стереотипные представления о традиционных африканских верованиях. Основанные на опыте жизни среди свази, эти произведения вобрали в себя те ощущения и аргументы, которые не могли войти в научные работы: их прочтение предполагало понимание особенностей южноафриканской литературы протеста.