Физикотеология
Физикотеоло́гия (от φύσις – природа, и θεολογία – богословие, учение о Боге), познание, цель которого – заключение от наблюдаемых в устройстве мира упорядоченности и целесообразности к существованию высшей сущности (Бога) и её свойствам.
Элементы физикотеологии исследователи находят у древних и средневековых философов (Сократ, Аристотель, Фома Аквинский). Однако само понятие физикотеологии – относительно позднее. Впервые оно встречается в середине 17 в. в Англии в работе натурфилософа У. Чарлтона (1619–1707), содержащей его в подзаголовке названия: «Тьма атеизма, рассеянная светом природы: физико-теологический трактат» («The darkness of atheism dispelled by the light of nature: A physico-theologicall treatise», 1652). Во 2-й половине 17 – начале 18 в. термин становится общеупотребимым, распространяясь на близлежащие регионы, и используется в значении «заключения от гармонии, упорядоченности и целесообразности устройства мира к существованию Бога», став одним из распространённых типов доказательства Его существования. Помимо заключения к факту существования высшей сущности, физикотеологический аргумент позволял также заключать к таким её свойствам, как мудрость и могущество, необходимым для создания столь прекрасного и сложно устроенного мира. При этом физикотеология, воспринимаясь как способ убеждения в существовании Бога на основании разумных размышлений о свойствах природы, рассматривается как один из методов борьбы с атеизмом и поначалу встречается преимущественно в сочинениях апологетического характера. Сторонниками физикотеологического подхода были, среди прочих, И. Мёллер («Similitudines physico-theologicae», 1655), С. Паркер («Tentamina physico-theologica», 1665), Дж. Рей («The wisdom of God manifested in the works of the Creation», 1691), У. Дерем («Physico-Theology or, a demonstration of the being and attributes of God», 1713), Б. Ньивентейт (B. Nieuwentijt. «Het regt gebruyk der weereld beschouwinge», 1715) и др.
Пика популярности физикотеология достигла в 1-й половине 18 в. К этому моменту она распространяется уже на всю Европу, появившись сначала в Дании, Нидерландах, северных землях Германии, а затем и в других европейских странах. Расцвет физикотеологического метода связан с быстрым развитием естественных наук, новыми открытиями в самых разных областях познания. Проникая все глубже в тайны природы, человеческий разум везде находил упорядоченность и целесообразность, гармонию в сосуществовании разных видов живых организмов, органических и неорганических веществ. Это привело к быстрому росту количества сочинений, авторы которых разделяли физикотеологический подход. Результатом этого стало подразделение физикотеологии на множество более конкретных физикотеологических дисциплин, в зависимости от того, в какой области усматривались искомые гармония и порядок. Так появляются литотеология (камни), ихтиотеология (рыбы), сейсмотеология (землетрясения), гидротеология (вода), пиротеология (огонь), хортотеология (растения), инсектотеология (насекомые), тестацеотеология (панцирные), хиониотеология (снег) и др. Наиболее известными представителями физикотеологии в это время были философы У. Дерем, И. А. Фабрициус (гидротеология), Ф. К. Лессер (литотеология, инсектотеология, тестацеотеология) и др. Распространение физикотеологического метода способствовало развитию естествознания. Надежда найти новые подтверждения существования Бога становилась ещё одним мощным стимулом к дальнейшему продвижению в познании природы. Постепенно, однако, физикотеология начинает утрачивать столь отчётливую связь с естествознанием, превращаясь в один из традиционных разделов естественной теологии. В середине – 2-й половине 18 в. понятие «физикотеология» снова употребляется преимущественно как общее название для заключения от целесообразности природы и существующего в ней порядка к существованию высшей сущности, её сотворившей (Бога). При этом природа рассматривается в своей целостности, без выделения каких-то конкретных областей познания, а физикотеология перестаёт подразделяться на множество конкретных дисциплин. В таком виде физикотеологические размышления есть в сочинениях подавляющего большинства философов раннего и позднего Просвещения, наибольшего влияния достигнув в Германии (Д. Юм, Вольтер, Х. фон Вольф, И. И. Шпальдинг, И. Ф. В. Иерузалем, Г. С. Реймарус, М. Мендельсон и др.). С конца 18 в. физикотеология начинает постепенно терять свою популярность и окончательно теряет свои позиции в середине 19 в. Существенное влияние на этот процесс оказала критика И. Кантом физико-теологического доказательства в «Критике чистого разума» (1781, 1787). Наряду с онтотеологическим и космотеологическим физикотеологическое доказательство признавалось Кантом несостоятельным. Бог полагался им в качестве трансцендентальной идеи, которой не может быть поставлен в соответствие ни один предмет опыта, вопрос же о существовании чего-либо в соответствии с основоположениями кантовского трансцендентального идеализма мог быть разрешён лишь в отношении предметов возможного опыта. Таким образом, существование Бога невозможно было ни доказать, ни опровергнуть с аподиктической достоверностью и оно оказывалось предметом веры, а не знания. Не менее значимым для процесса постепенного угасания интереса к физикотеологии стало также дальнейшее развитие естественных наук, увенчавшееся в конечном итоге эволюционной теорией Ч. Р. Дарвина («Происхождение видов», 1859).