Фильм-катастрофа
Фильм-катастро́фа (англ. disaster film), жанр игрового кино, для сюжета которого характерно изображение чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии и т. д.) и попыток её преодоления персонажами картины. Границы жанра не являются устоявшимися и могут пересекаться с хоррор-фильмами, в особенности – с экохоррорами, а также с экшен-фильмами, драмой, триллером и т. д.
Тематические истоки фильма-катастрофы как жанра обнаруживаются в культурных практиках осмысления катаклизмов и бедствий: от различных изложений мифа об Атлантиде у античных авторов и репрезентаций чумы в европейском искусстве и литературе Средних веков и Нового времени до изображения штормов и кораблекрушений в романтической живописи.
К угрожающим человеку и величественным проявлениям сил природы обращалось не только искусство, но и эстетическая мысль. Современный исследователь фильма-катастрофы Н. Матиас, изучая вопрос о природе и происхождении жанра, апеллирует к понятию возвышенного в трудах И. Канта и Э. Бёрка, чтобы показать, как закрепляется ментальная конфигурация, ассоциирующая событие, превышающее человеческую чувственность, с испытанием рассудка.
Появлению первых фильмов-катастроф предшествовало несколько действительных катастроф, вошедших в историю. Подобно тому как в 1755 г. великое Лиссабонское землетрясение подорвало веру в универсализм просвещённого разума среди философов, землетрясение в Сан-Франциско в 1906 г., унёсшее сотни тысяч жизней и разрушившее бо́льшую часть города, подтолкнуло кинопроизводителей к пониманию захватывающей силы катастроф, что подтвердили первые киноленты эпохи немого кино, посвящённые, в частности, крушению «Титаника» в 1912 г. (Kay. 2006. P. 1–2).
Фильмы-катастрофы выходили и раньше 1912 г. В 1908 г. появляется первая короткометражная экранизация одноимённого романа Э. Дж. Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи» («Gli ultimi giorni di Pompeii», 1908, режиссёры А. Амброзио, Л. Маджи). Спустя несколько месяцев после крушения Титаника снят короткометражный фильм Э. Арно «Спасшаяся с "Титаника"» («Saved from the Titanic», 1912), позже утраченный в результате пожара; в том же году появилась картина «Ночь и лёд» («In Nacht und Eis», 1912, режиссёр Миме Мису). В 1913 г. по роману Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи» вышли 2 полнометражных одноимённых фильма: режиссёров Дж. Э. Видали и У. М. дель Колле («Jone ovvero gli ultimi giorni di Pompei») и режиссёров М. Казерини и Э. Родольфи («Gli ultimi giorni di Pompei»). Следующие адаптации романа будут выходить приблизительно 1 раз в десятилетие вплоть до 1980-х гг.
В 1916 г. была снята картина датского режиссёра А. Блома «Конец света» («Verdens Undergang», 1916), рассказывающая о конце мира из-за падения кометы. Лента предвосхитила трансформацию фильма-катастрофы, случившуюся в конце 1920-х гг. Эсхатологические настроения, дополнившие жанр, приводят к созданию качественно новых фильмов, таких как картины «Разрушенный город» («La Cité foudroyée», 1924, режиссёр Луис-Мора), изображающий попытки сумасшедшего учёного испепелить город лазером, «Чарльстон» («Sur un air de Charleston», 1927, режиссёр Ж. Ренуар), рисующий покрытую ледниками Европу, пережившую апокалипсис, «Метрополис» («Metropolis», 1927, режиссёр Ф. Ланг), который как экспрессионистская антиутопия сочетал научную фантастику с библейскими аллюзиями и использовал не только сцены затопления, но и футуристические городские декорации как предмет возвышенного; а также крупный коммерческий проект «Ноев ковчег» [«Noah’s Ark», 1928, режиссёры М. Кертиц, Дэррил Ф. Занук (в титрах не указан)], посвящённый всемирному потопу.
В 1930-х гг. главным нововведением не только фильмов-катастроф, но и кинематографа в целом было широкое распространение технологий звукового кино, позволявших синхронизировать музыку, звуковые эффекты и диалоги с изображением. Звуковое кино предполагало новые возможности и техники повествования, благодаря которым привычные сюжеты обросли психологической глубиной. Фильм «Потоп» («Deluge», 1933, режиссёр Ф. Э. Файст) изображал разрушительное землетрясение, спровоцировавшее затопление Нью-Йорка, а также рассказывал историю любви. «Сан-Франциско» («San Francisco», 1936, режиссёр В. Ван Дайк) трактовал землетрясение как испытующее для романтических отношений событие, соединяя фильм-катастрофу с мюзиклом. «Ураган» («Hurricane», 1937, режиссёр Дж. Форд) показывал зрителю природное бедствие через призму социальной критики, заостряя внимание на несправедливости колониализма.
Психологизм доминировал и в редких экземплярах жанра в 1940-х гг., пока с началом «холодной войны» общественный ужас не пополнился угрозой глобальной ядерной войны и коммунистической паранойей, отобразившимися в научно-фантастических фильмах 1950-х гг., которые принято считать фильмами-катастрофами.
Масштабная и крупнобюджетная картина «Война миров» («The War of the Worlds», 1953, режиссёр Б. Хэскин), экранизация одноимённого романа Г. Уэллса, погружала зрителя в тотальную войну с захватчиками-марсианами, а фильм «День, когда Земле пришёл конец» («Day the World Ended», 1955, режиссёр Р. Корман), будучи фильмом «категории B», предлагал камерный и локальный портрет небольшой группы людей после ядерного апокалипсиса. Фильм «Вторжение похитителей тел» («The Invasion of Body Snatchers», 1956, режиссёр Д. Сигел) задействовал страх перед фигурой Другого и иным, в чём многие исследователи видят коллективное вытеснение образа коммунистов. Картина «На берегу» («On the Beach», 1959, режиссёр С. Крамер), как и фильм Кормана, была бытописанием ядерного постапокалипсиса, однако место ужасов в ней занимала любовь. Эти популярные фабулы воспроизводились и в других картинах 1950-х и 1960-х гг. Научно-фантастические фильмы этой поры изображали катастрофы, но редко позиционировались как представители жанра фильма-катастрофы.
В 1970-х гг. наступает золотой век фильмов-катастроф. Посвящённый рискованной аварийной посадке воздушного лайнера фильм «Аэропорт» («Airport», 1970, режиссёр Дж. Ситон), экранизация одноимённого романа А. Хейли, стал блокбастером и получил несколько продолжений. Картина «Приключение "Посейдона"» («The Poseidon Adventure», 1972, режиссёр Р. Ним), рассказывающая о попытках спасения с перевернувшегося круизного лайнера, становится блокбастером, спустя несколько лет был снят сиквел, а в 2000-х гг. вышли несколько ремейков. В фильме «Землетрясение» («Earthquake», 1974, режиссёр М. Робсон) сложные личные отношения героев развивались на фоне землетрясения. Картина «Ад в поднебесье» («The Towering Inferno», 1974, режиссёр Дж. Гиллермин), повествующая о попытках выжить в пылающем небоскрёбе, стала одной из вершин жанра фильма-катастрофы пожарной тематики. Золотой век фильмов-катастроф определили размывание границ между ними и смежными жанрами, а также использование новых спецэффектов, обеспечивающих зрелищность.
В 1980-х гг. фильмы-катастрофы преимущественно воспроизводили образцы жанра в разных сочетаниях – от фильмов «категории B» до блокбастеров. Новизну жанру принёс фильм «Аэроплан!» («Airplain!», 1980, режиссёры Дж. Абрахамс, Д. Цукер, Дж. Цукер) – пародирующая франшизу «Аэропорт» комедия, в которой сыграл Л. Нильсен, известный широкой публике по роли капитана в киноленте «Приключение "Посейдона"».
В 1990-х гг. жанр эволюционирует за счёт распространения CGI и других революционных средств в кинопостановке. В 1993 г. был снят рассказывающий о поломке парка аттракционов с динозаврами фильм «Парк Юрского периода» («Jurassic Park», 1993, режиссёр С. Спилберг), положивший начало одноимённой франшизе, а в 1997 г. выходит наиболее масштабный и значимый фильм, осмысляющий крушение «Титаника», – «Титаник» («Titanic», 1997, режиссёр Дж. Кэмерон), ставший одним из самых кассовых фильмов в истории мирового кино.
В 2000–2010-х гг. жанр фильма-катастрофы развивался по двум главным траекториям. Одна из них представлена в большей степени масштабными коммерческими работами с визуальным рядом и компьютерной графикой: «Послезатра» («The Day After Tomorrow», 2004, режиссёр Р. Эммерих), «Война миров» («War of the Worlds», 2005, режиссёр С. Спилберг), «2012» («2012», 2009, режиссёр Р. Эммерих), «Разлом Сан-Андрес» («San Andreas», 2015, режиссёр Б. Пейтон). Другая – независимыми кинолентами, носящими более синкретический характер, например фильмами «Укрытие» («Take Shelter», 2011, режиссёр Дж. Николс) и «Ноктюрама» («Nocturama», 2016, режиссёр Б. Бонелло).