Эко-хоррор
Э́ко-хо́ррор (англ. eco-horror, ecological horror), поджанр игрового кино и фантастической литературы, для повествования которого характерно противостояние между человеком и природой. Со стороны природы это противостояние реализуется как через угрожающих человеку и его жизни отдельных агентов флоры и фауны, так и через природные катаклизмы. Эко-хоррор зародился в 1950-х гг., послевоенных годах, в процессе культурного осмысления негативных последствий воздействия человечества на окружающий мир, а впоследствии воспринял апокалиптические настроения «холодной войны» и идеи движений по защите окружающей среды и по борьбе за права животных.
История и особенности жанра
Эко-хоррор как поджанр хоррора наследует общую родословную жанра, с одной стороны, а с другой – имеет свою специфику. Расширяющемуся западно-европейскому рационализму и развитию установки на познаваемость и подчинение человеческим потребностям окружающего мира противопоставляется во 2-й половине 18 в. сверхъестественное и жуткое, оформленное в виде первых образцов готической литературы (Carroll. 1990. P. 15–16). Философской предтечей эко-хоррора считается трактат английского священника и экономиста Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении» («An Essay on the Principle of Population», 1798). Выраженная Мальтусом перспектива о недостаточности природных ресурсов для растущего населения Земли предвосхищает разрыв между человеком и природой, ставшей центральной проблемой эко-хоррора (Foy. 2010. P. 170–175).
Первыми образцами эко-хоррора являются такие картины, как «Чудовище с глубины 20 000 саженей» («The Beast from 20,000 Fathoms», 1953, Э. Лурье), «Они!» («Them!», 1954, режиссёр Г. Дуглас), «Годзилла» («Gojira», 1954, режиссёр Хонда Исиро), «Тварь из чёрной лагуны» («Creature from the Black Lagoon», 1954, режиссёр Дж. Арнолд), «Тарантул» («Tarantula!», 1955, режиссёр Дж. Арнолд). Несмотря на то, что эти картины не были первыми в истории кинофильмами, в которых человеку угрожал монстр, происходящий из царства природы, эти фильмы отражали экологическую повестку. Ленты «Чудовище с глубины 20 000 саженей», «Они!» и «Годзилла» описывали последствия испытания и использования ядерного оружия. В фильме «Тарантул» режиссёр, которому созвучны идеи Мальтуса, исследовал опасности, связанные с попыткой решения проблемы ограниченных природных ресурсов. Лента «Тварь из чёрной лагуны» была посвящена вопросу о границах научного вмешательства в царство природы.
Следующей вехой для становления эко-хоррора оказались 1970-е гг., для которых характерен интерес к сюжетам, посвящённым угрозе человеку со стороны представителей фауны. Эту тенденцию предвосхитил фильм А. Хичкока «Птицы» («Birds», 1963), получивший в том числе экологическую интерпретацию. В это время появляются такие картины, как «Уиллард» («Willard», 1971, режиссёр Д. Манн), «Лягушки» («Frogs», 1972, режиссёр Дж. Маккоуан), «Ночь Лепуса» («Night of the Lepus», 1972, режиссёр У. Ф. Клакстон), «Челюсти» («Jaws», 1975, режиссёр С. Спилберг), «Черви» («Squirm», 1976, режиссёр Дж. Либерман) и др. Подавляющее большинство картин этого субжанра было бюджетным. «Челюсти» представляли исключение.
В фильме «Уиллард», за которым последовало множество сиквелов и ремейков, грызуны оказываются союзниками и помощниками в возмездии, которое главный герой готовит для своих обидчиков. Философы Ж. Делёз и Ф. Гваттари обращаются к фильму «Уиллард», говоря о «становлении-животным». (Делёз. 2010. C. 383). В фильме «Уиллард» происходит, с одной стороны, размывание границ между угнетённым человеком и грызунами, и ассоциация животных с фигурой угнетённого, с другой – реализуется возмездие доминирующему человечеству от животных.
«Когда природа наносит ответный удар» («When the Nature Strikes Back») – таков был один из лозунгов фильма «Лягушки», продолжающий тему агрессии животных, наказывающих человечество за вмешательство в окружающую среду. Картина «Ночь Лепуса» посвящена последствиям экспериментов над животными, фильм «Черви» – опасности вмешательства в окружающую среду в результате расширения городов. Фильм Стивена Спилберга «Челюсти», отличающийся от остальных представителей жанра 1970-х гг. многослойностью, разнообразием тем и критических интерпретаций, не только освещал проблематику отторжения человека от мира природы, но и послужил благодаря своему коммерческому успеху катализатором появления новых тематически близких картин с более выраженным экологическим подтекстом, среди них – «Смерть среди айсбергов» («Orca: The Killer Whale», 1977, режиссёр М. Андерсон), «Долгий уикенд» («Lond Weekend», 1978, режиссёр К. Эгглстон) и др.
Угрозе человеку, представленной со стороны растительного мира, посвящены такие картины, как «Магазинчик ужасов» («Little Shop of Horrors», 1960, режиссёр Р. Корман), «День триффидов» («The Day of Triffids», 1962, режиссёр Стив Секели), «Страж» («The Guardian», 1990, режиссёр У. Фридкин), «Руины» («The Ruins», 2008, режиссёр К. Смит), «Явление» («The Happening», 2008, режиссёр М. Найт Шьямалан) и др.
В картинах «Магазинчик ужасов» и «День триффидов» растения обретали агентность, позволяющую им представлять опасность для людей, подрывая отношения человека и фауны как субъекта и объекта. В лентах «Страж» и «Руины» растения обретают силу сакрального и оказываются соучастниками жертвоприношений и насилия.
Фильм «Явление» – один из самых репрезентативных примеров эко-хоррора как поджанра. Сюжет фильма, посвящённый внезапному распылению деревьями флюидов, заставляющих людей совершать массовые самоубийства, совмещает вымышленные элементы с обсуждением таких современных актуальных экологических проблем, как синдром разрушения пчелиных семей и взаимоотношения общественного восприятия терроризма и экологических катастроф. В «Явлении» усматривают и постэнвайроменталистский контекст смены «парадигмы загрязнения» и экономического регулирования экологических проблем на переосмысление понятия благосостояния в целом (Foy. 2010. P. 167–189). «Явление» также поднимает вопрос о познаваемости природы и ограниченности человеческой рациональности и инструменталистского подхода к окружающей среде.
Противостоянию человека и природы в целом посвящены такие фильмы, как «Молчаливое бегство» («Silent Running», 1972, режиссёр Д. Трамбулл), «Последняя зима» («The Last Winter», 2006, режиссёр Ларри Фессенден), «Залив» («The Bay», 2012, режиссёр Б. Левинсон), «Предвестник» («Harbinger», 2015, режиссёр К. Дакуэрт) и др. Картина «Молчаливое бегство» проблематизирует утрату самой природы. «Последняя зима» посвящена совершаемому почвой возмездию нефтедобывающей компании. Фильм «Залив», относящийся формально к сюжетам о противостоянии людей и животных, является картиной о загрязнении Чесапикского залива. «Предвестник» также проблематизирует загрязнение водных массивов.
Фильмы, посвящённые борьбе человека с фауной, будучи наиболее многочисленным сектором эко-хорроров, не только обладают самым разнообразным киноарсеналом (фигуру монстра в разные периоды занимали едва ли не все представители животного мира), но и оказались самыми жизнеспособными представителями жанра. Производство эко-хорроров, посвящённых животным, замедлилось после 1970-х гг., но продолжается доныне.
Мода, заданная на акул-убийц Стивеном Спилбергом в фильме «Челюсти», отражена не только в сиквелах этой картины, но и сохранилась в популярной культуре после 2000-х гг. Если такие картины, как «Красная вода» («Red Water», 2003, режиссёр Ч. Р. Карнер) и «Открытое море» («Open Water», 2003, режиссёр К. Кентис) при всём коммерческом успехе последней были только культурными репликами франшизы «Челюсти», то фильмы «Челюсти 3D» («Shark Night 3D», 2011, режиссёр Д. Р. Эллис), «Цунами 3D» («Bait», 2012, режиссёр К. Рендалл) и «Акулий торнадо» («Sharknado», 2013, режиссёр Э. Ферранте) демонстрировали мутацию жанра. Фильм «Челюсти 3D» размыкал границу жанра с боди-хоррором (англ. body horror), привнося в фильм, посвящённый нападениям акул, тему снафф-видео (англ. snuff film). «Цунами 3D» и «Акулий Торнадо» скрещивали эко-хоррор с фильмами-катастрофами и фильмами, посвящёнными стихийным бедствиям, что демонстрирует общую для этих жанров экологическую логику, которая была наглядна выведена в фильме-катастрофе «Послезавтра» («The Day After Tomorrow», 2004, режиссёр Р. Эммерих).
Помимо эко-хорроров про акул собственный вектор развития после 2000-х гг. появился и у эко-хорроров про медведей и крокодилов (аллигаторов). Картины «Гризли» («Grizzly», 1976, режиссёр У. Гердлер) и «Пророчество» («Prophecy», 1979, режиссёр Дж. Франкенхаймер) получили впоследствии такие тематические воскрешения, как «Ярость гризли» («Grizzly Rage», 2007, режиссёр Д. Де Кото), «Гризли парк» («Grizzly Park, 2007, режиссёр Т. Скалл), «Медведь» («Bear», 2010, режиссёр Р. Рейне), «Гризли» («Into the Grizzly Maze», 2015, режиссёр Д. Хакл).
Эко-хоррор «Аллигатор» («Alligator», 1980, режиссёр Л. Тиг) тематически перевоплотился в картине «Лэйк Плэйсид: Озеро страха» («Lake Placid», 1999, режиссёр Д. Э. Келли), получившей множество сиквелов и репутацию культового кино. После 2000 г. выходят такие картины, как «Хищные воды» («Black Water», 2007, режиссёр Д. Нерлич, Э. Трауки), «Первобытное зло» («Primeval», 2007, режиссёр М. Кетлман), «Крокодил» («Rogue», 2007, режиссёр Г. Маклейн), «Капкан» («The Crawl», 2019, режиссёр А. Ажа). Последний фильм стал блокбастером и был тепло встречен критиками.
Степень воспроизводства эко-хорроров про акул, медведей и крокодилов объясняет частота соприкосновений человека и происшествий с этими животными в западно-европейской истории и частая мифологизация этих встреч, что отличает их от более экзотических монстров эко-хоррора: пираний, анаконд и др.
В целом эко-хоррор обладает преимущественно маргинальным и нишевым характером. Это выражается как в обилии фильмов «категории B» среди представителей жанра, так и в частом пересечении границ других жанров, в том числе научной фантастики.