#Монументальная живопись Средних веков
Монументальная живопись Средних веков
Тег

Монументальная живопись Средних веков

Монументальная живопись Средних веков
Найденo 14 статей
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Мозаика
Моза́ика, вид монументальной живописи; изобразительные и орнаментальные композиции, составленные из небольших единообразных элементов (т. н. тессеры) природного (галька, раковины, натуральный камень) или искусственного (смальта, эмали) происхождения, закреплённых на грунте. Мозаикой украшают полы, потолки, стены, опоры, реже – предметы декоративно-прикладного искусства; иногда мозаика использовалась для станковых произведений (мозаичные иконы и портреты).
Райский сад. Мозаика свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. 425–450
Религиозные сооружения
Фетхие-джами
Фетхие́-джами́, памятник византийской архитектуры в Стамбуле (Константинополе). Бывший монастырь Богородицы Паммакаристос. Основанный в конце 12 в. кафоликон (соборная церковь; с 16 в. мечеть Завоевания) – крестово-купольный храм с амбулаторием, задуман как мавзолей основателей монастыря, Иоанна Комнина и Анны Дукены. Придел-парекклесион (возведён в 1304–1308 по заказу Марии Палеологины) – крестово-купольный храм типа «на четырёх колоннах» с нартексом; его отличает исключительное богатство декора. Частично сохранившиеся мозаики в его интерьере – важнейший памятник палеологовского ренессанса.
Монастырь Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), Стамбул (Константинополь). Основан в конце 12 в.
Религиозные сооружения
Дафни
Дафни́, монастырь Успения Пресвятой Богородицы в пригороде г. Афины Хайдарионе, памятник византийской архитектуры. Возник в 6 в. на месте разрушенного готами в 395 г. святилища Аполлона. Кафоликон (соборная церковь) возведён около 1080 г., принадлежит к типу крестово-купольного октогона. Мозаики кафоликона Дафни – важнейший сохранившийся ансамбль эпохи Комнинов (около 1100). Включён в список Всемирного наследия.
Кафоликон монастыря Дафни. Ок. 1080
Религиозные сооружения
Гёреме
Гёреме́, долина в иле Невшехир в центральной части Турции (историческая область Каппадокия), где сохранилось более 40 византийских церквей 5–11 вв. Первые поселения отшельников-анахоретов возникли здесь в 4 в., расцвет монастырского строительства приходится на 10–11 вв. Заказчиками росписей выступали представители местной аристократии и семья императора Никифора II Фоки, что определило часто равное столичному качество архитектуры и живописи. Церкви Гёреме вырублены в скалах из вулканического туфа и следуют формам традиционной архитектуры (базилики, перекрытой цилиндрическим сводом, и церкви типа «вписанного креста» с куполом над средокрестием). Также возводились трапезные и часовни с погребениями. Важнейший памятник – церковь Токалы-килисе. Гёреме включена в список Всемирного наследия.
Фрески церкви Токалы-килисе. 950–960. Национальный парк Гёреме, Каппадокия
Живописцы
Мазолино
Мазоли́но (1383 – не позднее 1440), итальянский живописец, один из крупнейших представителей интернациональной готики. Работал во Флоренции рядом с Мазаччо (росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, 1424–1425, и др.), испытал влияние его монументального стиля. После поездки в Венгрию (1425–1427) вернулся к более декоративной готицизирующей манере, которая нашла отражение в монументальных циклах в Риме (капелла Бранда в церкви Сан-Клементе, 1428–1430) и Кастильоне-Олона (церковь Колледжата и баптистерий, 1431–1435).
Мазолино. Оплакивание Христа. 1424
Термины
«Римский тип» в иконографии
«Ри́мский тип» в иконогра́фии, вариант иконографии Сотворения мира: Творец в сегменте неба, под ним Святой Дух в виде голубя, нисходящий на Агнца, по сторонам от них – персонификации света и тьмы в мандорлах и медальоны со светилами. Восходит к несохранившимся фрескам римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (середина 5 в.) и кругу иконографически близких им памятников (фронтисписы «Атлантовских Библий», фрески Рима и Лацио 11 и 12 вв., например, в римской церкви Сан-Джованни-а-Порта-Латина). По мере удаления от иконографического образца композиция приобретала вариативность. К «римскому типу» также относят «Салернский антепендий», фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис (все – т. н. ближний круг; последняя четверть 11 в.) и староанглийские рукописи 11–12 вв. («дальний круг»). Термин введён Я. ван дер Мейленом (Van der Meulen J. Schoepfer, Schopfung // Lexikon der christlichen Ikonographie. Rom, 1972. [Bd.] 4. S. 101).
Сотворение мира. Миниатюра из Библии Пантеона. Середина 12 в.
Термины
Донаторский портрет
Дона́торский портре́т, изображение донатора в западнохристианской традиции Средних веков и эпохи Возрождения, чаще всего в произведениях религиозного искусства. Он, как правило, показан предстоящим перед Христом, Богоматерью, реже святыми, нередко в сопровождении своего святого покровителя; иногда он преподносит им в дар заказанное сооружение или произведение искусства. Фигуры предстоящих донаторов могут присутствовать в сюжетных и догматических композициях («Рождество», «Поклонение Младенцу Христу», «Распятие» и др.). В эпоху Возрождения донаторы могли изображаться целыми семьями, как правило, разделёнными на две группы – мужскую и женскую [«Мадонна Я. Майера» («Дармштадтская Мадонна») Г. Гольбейна Младшего, 1525/1526 и 1528, Собрание Вюрта, Йоханнитеркирхе, Швебиш-Халль, Баден-Вюртемберг]. Аналогичные изображения в восточнохристианской традиции называются ктиторскими портретами.
Чима да Конельяно. Богоматерь с Младенцем и донатором. 1492–1494
1
2