Феноменология права
Феноменоло́гия пра́ва, раздел философии права, содержащий оригинальную методологию изучения феномена права. Феноменологию права в 20 в. разработал Э. Гуссерль с его последователями (М. Шелер, А. Шюц, Г. Д. Гурвич – в социологии, М. Хайдеггер – в онтологии, Х.-Г. Гадамер – в герменевтике).
Феноменологическая школа права сформировалась в результате распространения идей философской феноменологии в сфере юридической науки и исходит из представления о том, что, наряду с реальным, эмпирически изменчивым правом, существует идеальное – эйдетическое, универсальное право. Идеальное право есть не что иное, как сущность права, обусловливающая существование реальных правовых понятий, явлений, норм и конструкций и одновременно являющаяся критерием оценки действующего правопорядка. При этом идеальное и реальное право не противопоставлены друг другу, но находятся в неразрывном единстве, поскольку сущность права проявляется только в наличии реальных правовых феноменов.
Оригинальным истолкователем феноменологических позиций в области правоведения стал русский философ Н. Н. Алексеев, который обосновал специфическую многомерность правовых явлений исходя не из одних только многочисленных определений понятия права, но прежде всего из особенностей учёта правовой активности субъектов права, в которой существенную роль выполняют феноменологические акты признания (субъектов, свойств, отношений), в частности, интереса, безразличия, отрицания, желания, воли и т. п. Результатом этой активности и становятся правовые факты, нормы, законы, а само право – многомерным явлением по фиксации волевых устремлённостей интерсубъективных групп. Его главным и существенным феноменологическим воплощением становится правомочие. Помимо субъекта как носителя правомочия, Алексеев обращает внимание на изначальные непреодолимые данности юридического порядка, связанные с социокультурным содержанием правового общения (субъект права, ценностные установки и др.). Вместе с феноменологическими актами непреодолимые данности образуют вполне определённую феноменологическую структуру права. Польский феноменолог Р. В. Ингарден, обратившийся к анализу существующего множества социокультурных объектов – произведений искусства или социальных институтов, включая право и государство, – подчеркнул принадлежность этих объектов к разряду интенциональных (ключевой термин феноменологии), т. е. поддерживаемых интенцией, направленностью человеческого сознания. Интенциональность (направленность сознания на объект) делает субъект и объект взаимозависимыми, привносит в познание объекта субъективные предпосылки и намерения, которые не всегда должным образом учитывала классическая наука. Интенциональные образования имеют разную социальную привлекательность и связанную с этим продолжительность использования. В общественном сознании остаются надолго лишь отдельные интенциональные образования, например идеалы истинности, справедливости, равенства, свободы.
Правовые нормы поддерживаются совокупностью интенциональностей социокультурных агентов, которые могут быть как специальными (суды, правоохранительные органы, государственные служащие, законодатели), так и общими (правосознание народных масс). В силу процессов ценностно-смысловой трансформации под воздействием субъективистских ориентаций дальнейший процесс устойчивого оформления законного права принимает неожиданные направления, порой противореча самой родовой сущности общества: декриминализация гомосексуализма, легализация однополых браков, эвтаназия.
Феноменология права не претендует на способность решить многообразные проблемы законодательного регулирования, практики применения принуждения в изменяющемся мире или разрешения неразрешимых конфликтов. В своём практическом воплощении она содействует лишь уточнению терминологического описания функционирования права и обнаружению более эффективных путей уяснения существующего законодательного регулирования.